Циолковский в воспоминаниях современников-1971
шим врачом, всегда относились с большим уважением к Циолковскому и его трудам. К их числу принадлежала и семья губернского архитектора Б. А. Савицкого вместе с его сыновьями — тоже архитекторами, семья Терениных (младший их сын — А. II. Теренин впоследствии стал ака демиком) и семья начальника службы движения Сызрано- Вяземской железной дороги Лебедева, старший сын кото рого— В. Н. Лебедев был особо горячим поклонником изо бретений и трудов К. Э. Циолковского и часто встречался с ним у П. П. Каннинга. Вместе с тем от некоторых людей мне приходилось слы шать неодобрительные мнения о Циолковском. Его называ ли фантазером, чудаком и человеком, якобы не признаю щим авторитета ученых (видимо, имелось в виду его не согласие с отрицательными заключениями на его изобрете ния и расчеты, поступавшие из Петербурга). Отдельные ли ца даже утверждали, что самоучке и человеку без высшего образования просто не понять своих ошибок и несбыточно сти идей. При этом некоторые говорили об этом высокомер но, утверждая, что такой человек не способен вести слож ные расчеты и изобретать что-либо большое. Несколько улучшились отношения к Циолковскому в Ка луге после опубликования в июле 1904 года «Заметки спе циалистов о проекте К. Э. Циолковского», подписанной че тырнадцатью инженерами, кандидатами наук и другими авторитетными для Калуги лицами *. Данная «Заметка» явилась приложением к книге К. Ци олковского «Простое учение о воздушном корабле и его построении», объемом около восьми печатных листов2. Это было очень полно разработанное изобретение дирижабля со многими расчетами и чертежами. К. Э. Циолковский выдвинул свое изобретение в качест ве реального мероприятия для переброски наших войск на Дальний Восток в период русско-японской войны 1904—1905 годов, когда единственная однопутная железная дорога с небольшой пропускной способностью не могла удовлетво 1 «Заметка специалистов о проекте К. Э. Циолковского «Ме таллический управляемый аэростат на 200 человек , рассчитан ный на скорость курьерского поезда» была издана в Калуге от дельной листовкой и напечатана в ж урнал е «В оздухоплава тель» 1904 г., № 8, стр. 23—30. 2 К. Ц и о л к о в с к и й . Простое учение о воздушном кораб ле и его построении. Калуга, 1904 г. Второе издание.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2