Циолковский в воспоминаниях современников-1971

шим врачом, всегда относились с большим уважением к Циолковскому и его трудам. К их числу принадлежала и семья губернского архитектора Б. А. Савицкого вместе с его сыновьями — тоже архитекторами, семья Терениных (младший их сын — А. II. Теренин впоследствии стал ака­ демиком) и семья начальника службы движения Сызрано- Вяземской железной дороги Лебедева, старший сын кото­ рого— В. Н. Лебедев был особо горячим поклонником изо­ бретений и трудов К. Э. Циолковского и часто встречался с ним у П. П. Каннинга. Вместе с тем от некоторых людей мне приходилось слы­ шать неодобрительные мнения о Циолковском. Его называ­ ли фантазером, чудаком и человеком, якобы не признаю­ щим авторитета ученых (видимо, имелось в виду его не­ согласие с отрицательными заключениями на его изобрете­ ния и расчеты, поступавшие из Петербурга). Отдельные ли ­ ца даже утверждали, что самоучке и человеку без высшего образования просто не понять своих ошибок и несбыточно­ сти идей. При этом некоторые говорили об этом высокомер­ но, утверждая, что такой человек не способен вести слож­ ные расчеты и изобретать что-либо большое. Несколько улучшились отношения к Циолковскому в Ка­ луге после опубликования в июле 1904 года «Заметки спе­ циалистов о проекте К. Э. Циолковского», подписанной че­ тырнадцатью инженерами, кандидатами наук и другими авторитетными для Калуги лицами *. Данная «Заметка» явилась приложением к книге К. Ци­ олковского «Простое учение о воздушном корабле и его построении», объемом около восьми печатных листов2. Это было очень полно разработанное изобретение дирижабля со многими расчетами и чертежами. К. Э. Циолковский выдвинул свое изобретение в качест­ ве реального мероприятия для переброски наших войск на Дальний Восток в период русско-японской войны 1904—1905 годов, когда единственная однопутная железная дорога с небольшой пропускной способностью не могла удовлетво­ 1 «Заметка специалистов о проекте К. Э. Циолковского «Ме­ таллический управляемый аэростат на 200 человек , рассчитан­ ный на скорость курьерского поезда» была издана в Калуге от­ дельной листовкой и напечатана в ж урнал е «В оздухоплава­ тель» 1904 г., № 8, стр. 23—30. 2 К. Ц и о л к о в с к и й . Простое учение о воздушном кораб­ ле и его построении. Калуга, 1904 г. Второе издание.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2