Циолковский в воспоминаниях современников-1971

Пока я рассматривал комнату, мой спутник уже вынул блокнот и что-то писал, изредка бросая быстрые взгляды по сторонам. Я привернул свой аппарат на штатив и стал выбирать место для съемки, чтобы наиболее обширно по­ казать кабинет. Ждали мы недолго. Вскоре послышались легкие шаги, раздалось покашливание, и вошел, вытирая рот платком, Константин Эдуардович. Выглядел он значи­ тельно моложе своих лет. Черные глаза на еще бодром и слегка загоревшем лице смотрели на нас приветливо. Одет он был в старенький серый диагоналевый пиджак и черные брюки. Мы встали и поздоровались. Циолковский извинился, что заставил нас ждать. Пригласил сесть и сам сел в кресло. Взяв слуховую трубку, вопросительно взглянул на нас. Алтайский представил меня. Константин Эдуардович, услы­ шав мою фамилию, вспомнил моего отца, который учился у него в школе и на бухгалтерских курсах еще в 90-х годах, спросил об отце, поинтересовался, что я делаю: учусь или работаю. Затем Циолковский осмотрел мой фотоаппарат и объек­ тив, спросил, на каких фотопластинках я снимаю, и сказал, что тоже занимался фотографией. Завязалась беседа, и Алтайский быстро вступил в свои журналистские права, задавая ему вопросы. Я, стараясь не мешать разговору, направил аппарат на Циолковского и стал выжидать под­ ходящего момента для съемки. Светосила у моего фотоап­ парата была небольшая: 1:6,8, фотопластинки, хотя и «высшей» по тому времени чувствительности (сейчас это 8—11 ед. ГОСТ), требовали экспозиции не менее 2—3 секунд. Константин Эдуардович, увидев, что я держу руку у затвора аппарата и волнуюсь, прервал беседу и спросил, когда я начну съемку, какая будет выдержка, куда ему сесть. Он не хотел, чтобы я испортил пластинки (у меня их было с собой всего четыре — кассет больше не было). Первый раз я снял Циолковского сидящим в кресле, разговаривающим с Алтайским. Перед съемкой он взял в руки дощечку для письма и карандаш. Второй снимок я сделал чуть крупнее и попросил Циолковского повернуться лицом к окну. Он снова взял дощечку. Затем мы перешли в мастерскую. Она находилась рядом с кабинетом, на застекленной террасе. У южного окна стоял примитивный токарный станок с ножным приводом, как у швейной машины. На стенных полках лежали разные само­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2