Циолковский в воспоминаниях современников-1971

отца, что это за машина, подошел к ней, что-то повертел, и... по комнате загулял ветер; я схватилась за свою шляпку, а отец, всегда боявшийся простуды, поднял воротник своей одежды. Константин Эдуардович, довольный произведенным эффектом, весело захохотал. В то время из объяснений Константина Эдуардовича я ничего не поняла, но, очевидно, то была аэродинамическая труба. В 1901 году я поступила в епархиальное училище. Кон­ стантин Эдуардович преподавал математику в четвертых классах, а физику — в пятых и шестых. На урок в класс он приходил сразу после звонка, выслушивал молитву, стоя у двери, с опущенными вниз руками, потом молча кивал головой ученицам, подходил к столу, раздвигал полы сво­ его длинного черного сюртука с пуговицами, обтянутыми материей и сидящими в два ряда, и опускался на стул. Заглянув в журнал, Константин Эдуардович вызывал ученицу. Если девочка останавливалась на почтительном расстоянии от учителя, то Константин Эдуардович прибли­ жал ее к себе за фартук или платье, поднимал свою руку к левому уху и начинал внимательно слушать. Иногда, несмотря на неправильные ответы, Константин Эдуардович продолжал сидеть молча. Это придавало бод­ рость отвечавшей, и она с большей уверенностью несла ерунду. Вдруг Константин Эдуардович обращается к классу: — Нет, вы только послушайте, что она несет! — И сму­ щенная ученица умолкала. Часто девочки, пользуясь доб­ ротой Константина Эдуардовича, слезами выпрашивали удовлетворительную отметку. — Ну, сколько же вам поставить — «три» или «четыре»? — «Четыре»,— отвечает девочка. — Ишь какая! — говорит Константин Эдуардович и ста­ вит тройку. На всех уроках присутствовала наставница, и мы сиде­ ли тихо, опасаясь ее замечаний. Но опыты по физике при­ водили класс в возбужденное состояние: каждой хотелось потянуть магдебургские полушария, вытащить серебряную монету из стакана с водой, куда пропускался электрический ток, поближе подойти к столу учителя, где плясали бумаж­ ные человечки, или обычная иголка, послушная воле маг­ нита, бегала в любом направлении. Опытов по физике ставилось много. Иногда, чтобы из­ бежать опроса, мы просили Константина Эдуардовича пока­ зать нам опыты. В пятом классе мы были поражены, когда

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2