Циолковский в воспоминаниях современников-1971

Одним из друзей Константина Эдуардовича был мой то­ варищ Павел Павлович Каннинг, личность интересная и ори­ гинальная. Сначала аптекарский ученик в Калуге, затем, после ученья на провизорских курсах при Московском уни­ верситете, он открыл маленький аптекарский магазин в до­ ме своей тетки в Никитском переулке в Калуге. Небольшо­ го роста, с маленькой бородкой, темными, редкими, гладко причесанными волосами, вечно жаждущий нового и сильно увлекающийся, он с самого же начала, как я привел его к Константину Эдуардовичу, заинтересовался его работами и стал активным помощником Циолковского. Возможность постройки аэростата не внушала ему никаких сомнений. Постройка же ракеты была для него делом завтрашнего дня. Вопрос только в том, на какую планету лететь рань­ ше? Это свойство его ума не отделять фантастическое от реального мешало ему в коммерческих делах. Но зато он был хорошим агитатором за новые мысли, так как своей верой заражал и других. Помнится в его комнате около сто­ ла висел чертеж сложного аппарата с трубками, колбами, электропроводами — это был прибор, как он говорил, для «расшатывания атома» — то, над чем он много лет работал в своей аптекарской лаборатории. Каннинг помог Константину Эдуардовичу издать бро­ шюры. По его инициативе в 1904 г. была создана группа сто­ ронников дирижабля и издана листовка под названием: «Заметка специалистов о проекте К. Э. Циолковского». Ознакомление с проектом дирижабля и некоторые беседы Константина Эдуардовича с подписавшими заметку че­ тырнадцатью инженерами происходили у Каннинга. На свои средства во дворе дома он с товарищами по­ строил под руководством Константина Эдуардовича лодку системы Циолковского, которую потом свезли к реке по частям и на месте собрали. Эта лодка представляла собой подобие современного глиссера. Доски, из которых состоял корпус лодки, суживались к концам, стенки были просвер­ лены и стянуты проволокой и гайками — получалась полу- сигара. На двух таких полусигарах была платформа, на ней — скамья. Мы садились и двигали коромысло. Переда­ ча была на гребное колесо сзади лодки, руль помещался спереди. Однажды после неудачной поездки по Оке, когда лодку вертело и несло по течению и она совершенно не слу­ шалась руля, я и Константин Эдуардович шли домой. Он задумчиво сказал: «Руль спереди не действует, странно!»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2