Циолковский в воспоминаниях современников-1971

сились К его научным занятиям очень скептически, а смо­ тритель Е. Ф. Филиппов 1 даже старался отвлечь его от на­ учной работы, пытаясь воздействовать на него через мать. Иногда он заходил к ней и высказывал жалость к ее «стра­ дальческой» жизни, негодуя на «беспечность» мужа. — Почему он уроков не дает? — спрашивал он. — Устает в училище,— отвечает мать. — Мог бы лежа в постели заниматься с учениками. Гля­ дишь, и заработал бы. Наука, видите ли, его тянет, а с ней- то медного гроша не заработаешь. Мать отвечала: — Муж считает, что заниматься со своими школьными учениками неудобно. — Какая честность при бедности,— заявлял смотритель и спешил убраться до прихода отца. Тот его не любил и звал лисицей. Однажды был такой случай. Отец захотел ознакомиться с боровским обществом и с этой целью отправился в гости к одному учителю и там в беседе между прочим сказал, что чудеса Христа можно всегда объяснить научным путем. Кто-то из присутствующих донес об этом директору учили­ ща в Калугу. Тот вызвал крамольного учителя к себе. Отец нанял за 6 рублей (почти четверть жалованья) подводу и поехал по песчаной плохой дороге за 80 верст в Калугу (железнодорожного сообщения тогда не было). Добрался он до Калуги, а директор — в деревне. Пришлось ехать туда. Приезжает, а директор собрался купаться, просил подо­ ждать. Отец ответил, что он и минуты ждать не может, возница, мол, его торопит. — У меня и денег нет на приплату,— добавил Циол­ ковский. — Ну, садитесь,— показывает директор на лавочку. Отец садится. А тот спрашивает: — Куда же вы деньги деваете? Циолковский: — Я выписываю физические приборы, книги. И дальше между ними состоялся примерно такой раз­ говор 2: 1 Е. Ф. Филиппов был смотрителем Боровского уездного училища с января 1881 года по октябрь 1886 года. 2 Любовь Константиновна неоднократно прибегает к изло­ жению диалогов в такой форме. Она сохранилась у нее от ее попыток писать драматические произведения о своем отце.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2