Циолковский в воспоминаниях современников-1971

писал: «...рядом со мной идут люди науки и техники... об­ легчу и послужу их делу». Председателем общества был профессор С. А. Федоров; Н. Е. Жуковский был избран по­ четным членом. В то время в России не верили, что можно чего-нибудь добиться у себя, в своей стране, а считались только с тем, что делалось за границей. Например, инженер Ханыков 24 января 1910 г. в своей лекции «Окрыленное человечест­ во» (о завоевании воздуха) говорил о дирижаблях Гросса, Цеппелина, о возможности заатмосферных полетов с по­ мощью реактивных приборов, но при этом называл свою страну самой отсталой в данной области, а о Константине Эдуардовиче вообще не упомянул, хотя его работы были напечатаны за десять лет до этой лекции. Также поступали и другие. Теперь, с высоты достижений нашей советской техники, странно читать отзыв проф. Жуковского о непрочности пай­ ки оловом, невозможности сварки тонких листов и прочих затруднениях при постройке металлического аэростата. Од­ нако его сомнения вполне понятны. Ацетиленовую сварку тогда еще только начинали применять в машиностроении, а сваривание тонких листов было почти невозможно: то­ чечной и роликовой сварки еще не существовало, а нержа­ веющая сталь только появилась. Так, Константин Эдуардович 2 октября 1908 г. писал мне в Москву: «...Благодарю за сообщение о сваривании метал­ лов смесью Сг и НгО...» 1 Константин Эдуардович после попыток построить метал­ лическую модель из тонкой латуни быстро перешел на жесть, других металлов не употреблял. Вот несколько строк из его письма от 25 августа 1908 г.: «...Я собираюсь делать модель металлического аэроната простейшего типа в 5 мет­ ров длины. Для этого мне надо 75 листов белой жести; той самой, образцы которой Вы мне подарили — толщина лис­ та 1,7 мм (0,15), длина 50 см, ширина 31/51X31, вес около полфунта (19 листов)... Похлопочите у Красавина, узнайте, 1 В Архиве АН СССР хранятся: одно письмо К. Э. Циолков­ ского А. В. Ассонову о присылке образцов стали и каталогов ма­ териалов, н уж ны х для постройки металлического дирижабля 17 июня 1914 года, машинописная копия, ф онд 555, оп. 4, л. 2 и 25 писем А. В. Ассонова К. Э. Циолковскому, гг. Москва, Ялта, 22 января 1913 года —22 октября 1930 года, с пометками и на­ бросками ответа К. Э. Циолковского на конверте. Фонд 555, оп. 4, № 64, лл. 1—36.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2