Циолковский в воспоминаниях современников-1971

— Возьмем такую пробирку... — Какую «такую?» Золотую, серебряную? — Нет, Константин Эдуардович, стеклянную. — Так и говорите! — Возьмем стеклянную пробирку, нальем туда серной кислоты... На этом знания ученицы исчерпываются, и она безна­ дежно умолкает. Константин Эдуардович с огорчением смотрит на провинившуюся и с упреком говорит: — Стыдно! Нехорошо! —Он взволнован и недоволен плохим ответом... В 1912 году наш класс расстался с ним. В пятом классе преподаваемые Константином Эдуардовичем предметы за­ канчивались. На последнем уроке, за пять минут до звонка, Константин Эдуардович дал нам короткое напутствие при­ мерно в следующих словах: — Мы с вами расстаемся,— сказал он.— К вам придут новые учителя и будут преподавать новые интересные предметы. Учитесь добросовестно и прилежно, а когда окон­ чите училище и выйдете на самостоятельную дорогу жизни, оставайтесь добрыми и честными. Любите труд, он дает удовлетворение уму и отраду сердцу. Никогда не пренебре­ гайте теми, кого обидела судьба или злые нехорошие люди. Старайтесь исправлять зло и оказывайте помощь тем, кто в ней нуждается. Не забывайте своего училища и ваших преподавателей, старавшихся дать вам полезные и нужные знания. Желаю вам всего доброго и хорошего! — К концу его речи почти у всех показались на глазах слезы, у Кон­ стантина Эдуардовича также покраснели глаза, и он, чтобы не волновать нас больше и не расстраиваться самому, до звонка покинул класс, делая нам рукой успокаивающие жесты. Потом мы видели, как он задумчиво прохаживался по коридору, подходил к окну и, подняв опущенную голову, всматривался в далекое небо. Прозвенел звонок, и Констан­ тин Эдуардович не спеша направился в учительскую ком­ нату. О. Я . Г р а н и т о в а Методы преподавания Константина Эдуардовича были такие. Вначале он очень доходчиво объяснял теорему или правило по алгебре, затем вызывал желающих и предлагал повторить доказательство теоремы, следя особенно внима­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2