Циолковский в воспоминаниях современников-1971

обладала каким-то особым чутьем на математику и быстро схватывала тему в изложении преподавателя. Посредни­ чество сильной ученицы между преподавателем и классом имело большое значение в ходе занятий. При подготовке уроков Соколова могла повторить всему классу или тем, кто в этом нуждался, объяснение урока, данное учителем. Однажды тема не «дошла» до класса, это была «теплоем­ кость». Мы решили просить повторить объяснение. Перед началом урока дежурная по классу передала Константи­ ну Эдуардовичу нашу коллективную просьбу. Но на этот раз Константин Эдуардович почему-то вспылил. И, покрас­ нев, не приняв во внимание заявление дежурной, стал вы­ зывать по алфавиту к столу и спрашивать одно и то же — «теплоемкость». Картина была такая: — Бурцева! Теплоемкость. — Я не выучила. — Садитесь. Единица. — Беляева. Теплоемкость. — Я не знаю. — Виноградова! — и так далее, пока треть журнала не запестрела «единицами». Тогда Константин Эдуардович бросил ручку на стол и большими шагами стал ходить по классу, повторяя: «Несчастные... неразумные»... Успокоив­ шись, он объяснил снова «теплоемкость», вызвав по обык­ новению для повторения Олю Соколову. Но на этом дело не кончилось. Перед уходом из класса Константин Эдуардо­ вич остановился в дверях и, обращаясь к нам, сказал: — Я, простите, немного погорячился. «Финал» был встречен восторгом. Уроки физики были наглядными. «Кабинет физики» состоял из шкафа с приборами и длинного стола для демон­ страции опытов. Константин Эдуардович любовно возился с приготовлением опытов, по-детски улыбался, думал вслух и нас как-будто не замечал, уйдя всецело в свои «любимые игрушки». Когда кончалась подготовка, он начинал демон­ стрировать опыт, включая нас в «действие». Так, при пока­ зе электрического тока ученицы образовали живую цепь, а одну, с задорно торчащим вверх носом, поставили к машине, и искра тока с треском вспыхнула у ее носа, а мы в цепи получили ощущение судороги. Наглядность уроков физики состояла не только в при­ менении опытов. Все отвлеченные понятия учебника, вы­ раженные законами физики, раскрывались на примерах из

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2