Циолковский в воспоминаниях современников-1971
обладала каким-то особым чутьем на математику и быстро схватывала тему в изложении преподавателя. Посредни чество сильной ученицы между преподавателем и классом имело большое значение в ходе занятий. При подготовке уроков Соколова могла повторить всему классу или тем, кто в этом нуждался, объяснение урока, данное учителем. Однажды тема не «дошла» до класса, это была «теплоем кость». Мы решили просить повторить объяснение. Перед началом урока дежурная по классу передала Константи ну Эдуардовичу нашу коллективную просьбу. Но на этот раз Константин Эдуардович почему-то вспылил. И, покрас нев, не приняв во внимание заявление дежурной, стал вы зывать по алфавиту к столу и спрашивать одно и то же — «теплоемкость». Картина была такая: — Бурцева! Теплоемкость. — Я не выучила. — Садитесь. Единица. — Беляева. Теплоемкость. — Я не знаю. — Виноградова! — и так далее, пока треть журнала не запестрела «единицами». Тогда Константин Эдуардович бросил ручку на стол и большими шагами стал ходить по классу, повторяя: «Несчастные... неразумные»... Успокоив шись, он объяснил снова «теплоемкость», вызвав по обык новению для повторения Олю Соколову. Но на этом дело не кончилось. Перед уходом из класса Константин Эдуардо вич остановился в дверях и, обращаясь к нам, сказал: — Я, простите, немного погорячился. «Финал» был встречен восторгом. Уроки физики были наглядными. «Кабинет физики» состоял из шкафа с приборами и длинного стола для демон страции опытов. Константин Эдуардович любовно возился с приготовлением опытов, по-детски улыбался, думал вслух и нас как-будто не замечал, уйдя всецело в свои «любимые игрушки». Когда кончалась подготовка, он начинал демон стрировать опыт, включая нас в «действие». Так, при пока зе электрического тока ученицы образовали живую цепь, а одну, с задорно торчащим вверх носом, поставили к машине, и искра тока с треском вспыхнула у ее носа, а мы в цепи получили ощущение судороги. Наглядность уроков физики состояла не только в при менении опытов. Все отвлеченные понятия учебника, вы раженные законами физики, раскрывались на примерах из
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2