Циолковский в воспоминаниях современников-1971

А . В . Д о б р о м ы с л о в а К. Э. Циолковский был моим учителем в 1910—1911 г. Переход из четвертого класса в пятый составлял эпоху в жизни воспитанниц училища. Мы становились «старшими», у нас вводились новые предметы: алгебра, геометрия, триго­ нометрия и физика. Все эти предметы нам преподавал К. Э. Циолковский, еще не старый, высокий, немного суту­ лившийся, с черными длинными волосами, откинутыми на­ зад с высокого лба, с небольшой черной бородой. Он носил очки, которые имел обыкновение спускать вниз так, что они задерживались на бороде, а потом снова поднимал их на глаза, когда нужно было читать. Каждого нового препо­ давателя воспитанницы определяли двумя характеристика­ ми: «добрый» или «злой». Циолковский скоро был понят на­ ми как проподаватель добрый, непохожий на остальных. У Константина Эдуардовича было свое отношение к от­ меткам. «Умственный труд и цифры — вещи несоизмери­ мые»,— говорил он и считал пятибалльную систему оценок «нелепостью». Главным для него было, чтобы учащиеся по­ нимали закон физики или доказательство теоремы, а какой цифрой это записывается в журнале — неважно. Следующий случай на уроке физики показывает отноше­ ние Константина Эдуардовича к зубрежке. Одна ученица начала отвечать с фразы: «Выше мы увидели...» (она ме­ ханически заучила текст страницы учебника). Константин Эдуардович, приложив руку к уху, с недоумением спро­ сил: «Где мы увидели?» Ученица, следуя тексту учебника, снова начала: «Выше мы увидели...» Контантин Эдуардович посмотрел на нее с сожалением, не перебивая, выслушал ответ до конца и поставил «тройку». В сознании учащихся были твердо установлены «нормы» оценок. За «вызубрен­ ный» материал нельзя было получить выше «тройки». Свои уроки Константин Эдуардович проводил по уста­ новленному порядку. Сначала вызывал учащихся и спра­ шивал урок, затем задавал вопросы по пройденному мате­ риалу, а потом объяснял задание на дом. Рассказывал он всегда вдохновенно. После следовало повторение нового ма­ териала кем-либо из сильных учениц. Таким образом, Кон­ стантин Эдуардович проверял, как класс понял его объясне­ ния. Затем указывал страницы по учебнику. На этом урок заканчивался. Обыкновенно повторять выходила Оля Соколова. Она

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2