Циолковский в воспоминаниях современников-1971
А . В . Д о б р о м ы с л о в а К. Э. Циолковский был моим учителем в 1910—1911 г. Переход из четвертого класса в пятый составлял эпоху в жизни воспитанниц училища. Мы становились «старшими», у нас вводились новые предметы: алгебра, геометрия, триго нометрия и физика. Все эти предметы нам преподавал К. Э. Циолковский, еще не старый, высокий, немного суту лившийся, с черными длинными волосами, откинутыми на зад с высокого лба, с небольшой черной бородой. Он носил очки, которые имел обыкновение спускать вниз так, что они задерживались на бороде, а потом снова поднимал их на глаза, когда нужно было читать. Каждого нового препо давателя воспитанницы определяли двумя характеристика ми: «добрый» или «злой». Циолковский скоро был понят на ми как проподаватель добрый, непохожий на остальных. У Константина Эдуардовича было свое отношение к от меткам. «Умственный труд и цифры — вещи несоизмери мые»,— говорил он и считал пятибалльную систему оценок «нелепостью». Главным для него было, чтобы учащиеся по нимали закон физики или доказательство теоремы, а какой цифрой это записывается в журнале — неважно. Следующий случай на уроке физики показывает отноше ние Константина Эдуардовича к зубрежке. Одна ученица начала отвечать с фразы: «Выше мы увидели...» (она ме ханически заучила текст страницы учебника). Константин Эдуардович, приложив руку к уху, с недоумением спро сил: «Где мы увидели?» Ученица, следуя тексту учебника, снова начала: «Выше мы увидели...» Контантин Эдуардович посмотрел на нее с сожалением, не перебивая, выслушал ответ до конца и поставил «тройку». В сознании учащихся были твердо установлены «нормы» оценок. За «вызубрен ный» материал нельзя было получить выше «тройки». Свои уроки Константин Эдуардович проводил по уста новленному порядку. Сначала вызывал учащихся и спра шивал урок, затем задавал вопросы по пройденному мате риалу, а потом объяснял задание на дом. Рассказывал он всегда вдохновенно. После следовало повторение нового ма териала кем-либо из сильных учениц. Таким образом, Кон стантин Эдуардович проверял, как класс понял его объясне ния. Затем указывал страницы по учебнику. На этом урок заканчивался. Обыкновенно повторять выходила Оля Соколова. Она
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2