Циолковский в воспоминаниях современников-1971

приятные минуты, так как через некоторое время снова обращался к ученице и тщательно допытывался, почему она плохо отвечала. К слабой ученице Константин Эдуардович прикреплял одну из лучших и давал наказ повторить пройденное, объяснить отстающей все, что она не понимает, и подгото­ вить ее к ответу. Обычно хороших учениц он спрашивал сравнительно редко, но зато за удачный ответ подшефной ученицы ставил хороший балл репетитору. Отличным ученицам он не прощал малейших погрешно­ стей в ответах. Вспоминаю, однажды по алгебре за простую описку он мне поставил единицу и сказал: «Это тебе за гордость». Я всегда первая решала задачки и в спешке до­ пустила ошибку. Самые лучшие ученицы были вроде штатных его по­ мощниц, они подготавливали опыты, зорко следили за их ходом, убирали после урока приборы. Если отвечающая ученица запиналась или неверно показывала опыт, доста­ точно было ему взглянуть на свою помощницу, та исправля­ ла ошибку, при этом замечательно, что девочки никогда не обижались на успевающих. Доказывая теоремы по геометрии, Константин Эдуардо­ вич привлекал внимание всего класса. Помню, было так. Он рисует два треугольника и задает равные стороны АВ и А 1 В 1 и прилегающие углы: А=А) и В = В). Требуется дока­ зать, что треугольники равны. При этом Константин Эду­ ардович обращается к классу и некоторое время выжидает. Одну из учениц вызывает, она выходит к доске и предла­ гает наложить один треугольник на другой по линии АВ. Циолковский ходит по классу и указывает пальцем то на одну, то на другую ученицу, заставляя продолжить дока­ зательство. «Что делаем с точкой А и А)?»—Ответ: «Совме­ щаем». «Что будет с точками В и В 1 ?» — «Они совместятся», и так далее. Ученица у доски производит все действия, кото­ рые признаются правильными. После таких доказательств для хороших учениц не тре­ бовалось еще раз разбирать теорему по книжке. Обычно я и многие другие просматривали следующие по книжке теоремы, еще не заданные, с тем, чтобы иметь возможность вызваться добровольно к доске на следующем уроке. Уроки математики всегда проходили очень живо, даже самые не­ радивые принимали в них участие. Вялость или застенчи­ вость уступали место активной работе.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2