Циолковский в воспоминаниях современников-1971
приятные минуты, так как через некоторое время снова обращался к ученице и тщательно допытывался, почему она плохо отвечала. К слабой ученице Константин Эдуардович прикреплял одну из лучших и давал наказ повторить пройденное, объяснить отстающей все, что она не понимает, и подгото вить ее к ответу. Обычно хороших учениц он спрашивал сравнительно редко, но зато за удачный ответ подшефной ученицы ставил хороший балл репетитору. Отличным ученицам он не прощал малейших погрешно стей в ответах. Вспоминаю, однажды по алгебре за простую описку он мне поставил единицу и сказал: «Это тебе за гордость». Я всегда первая решала задачки и в спешке до пустила ошибку. Самые лучшие ученицы были вроде штатных его по мощниц, они подготавливали опыты, зорко следили за их ходом, убирали после урока приборы. Если отвечающая ученица запиналась или неверно показывала опыт, доста точно было ему взглянуть на свою помощницу, та исправля ла ошибку, при этом замечательно, что девочки никогда не обижались на успевающих. Доказывая теоремы по геометрии, Константин Эдуардо вич привлекал внимание всего класса. Помню, было так. Он рисует два треугольника и задает равные стороны АВ и А 1 В 1 и прилегающие углы: А=А) и В = В). Требуется дока зать, что треугольники равны. При этом Константин Эду ардович обращается к классу и некоторое время выжидает. Одну из учениц вызывает, она выходит к доске и предла гает наложить один треугольник на другой по линии АВ. Циолковский ходит по классу и указывает пальцем то на одну, то на другую ученицу, заставляя продолжить дока зательство. «Что делаем с точкой А и А)?»—Ответ: «Совме щаем». «Что будет с точками В и В 1 ?» — «Они совместятся», и так далее. Ученица у доски производит все действия, кото рые признаются правильными. После таких доказательств для хороших учениц не тре бовалось еще раз разбирать теорему по книжке. Обычно я и многие другие просматривали следующие по книжке теоремы, еще не заданные, с тем, чтобы иметь возможность вызваться добровольно к доске на следующем уроке. Уроки математики всегда проходили очень живо, даже самые не радивые принимали в них участие. Вялость или застенчи вость уступали место активной работе.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2