Циолковский в воспоминаниях современников-1971

Эдуардович лукаво улыбался, мы и смеялись, и удивлялись; но зато нам стало совершенно ясно и понятно действие фи­ зического законе. Нередко Константин Эдуардович рассказывал о научных открытиях и изобретениях, просто и увлекательно раскры­ вал перспективы развития науки, говорил и о будущих по­ летах в космическое пространство, и о «космических остро­ вах», которые будут летать рядом с Землей, и о межпла­ нетных сообщениях. Мы очень любили своего учителя, слушали его, затаив дыхание, и с сожалением расставались с ним, когда разда­ вался звонок. В праздничные дни, когда нас отпускали из интерната, мы с подругой Дуней Лебедевой нередко видели Константина Эдуардовича в Загородном саду. Он подходил к нам и запросто беседовал о школе и жизни, мы делились с ним своими радостями и горестями. Он подбадривал нас, советовал быть настойчивыми, не падать духом, верить в лучшее будущее. Мы не знали, что этот мягкий, чуткий человек, живший в тяжкой нужде, работал уже тогда над своей теорией реактивных двигателей и ракетоплавания — прокладывал пути к таким высотам науки, достижение ко­ торых поставило нашу страну в авангарде всего мира. А . И . С п а с с к а я Никто из нас не знал, что уроки физики и математики ведет в нашем училище гениальный человек, будущий ми­ ровой ученый. Не знали этого и наши учителя. Имея за­ конченное высшее образование, они несколько свысока относились к чудаковатому коллеге-самоучке. Нас привлекала и тянула к Константину Эдуардовичу прежде всего его доброта. Он старался вложить нам глубо­ кие знания, привить интерес к науке, поэтому всегда радо­ вался толковым и хорошим ответам. Циолковский был далек от разных «подкусываний», что любили делать другие учителя, например, поставив хоро­ шую отметку, спросить на другой день ту же ученицу и радоваться, если она, успокоившись, не приготовила урок. Константин Эдуардович этого не допускал. Такое было не в его натуре. Понятно, что и мы платили ему теплым, хо­ рошим отношением, и я не помню, чтобы кто-нибудь вышу­ чивал его карикатурой или едким стишком, что мы позволя­ ли себе по отношению к другим учителям.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2