Циолковский в воспоминаниях современников-1971

и всюду требовалась от нас тишина: тихо встать, тихо сесть, тихо говорить, на прогулках молчать или в крайнем слу­ чае разговаривать шепотом или вполголоса. В классе на уроках мы сидели неподвижно, как вкопанные, смотрели только на учителя, облокотиться или повернуть голову в сторону запрещалось. Это было особенно трудно сидящим на передних партах, где их хорошо видел учитель. В та­ кой позе трудно было сосредоточиться на уроке. Не то было на уроках Константина Эдуардовича. Класс оживал. Уроки были интересные, опыты привлекали вни­ мание всех, всем надо было видеть, всем хотелось участво­ вать в опыте. Дисциплина на его уроках была сознательная, даже тишина была живая, деловая. О. Н. Б ла говещ енская Был он в наших детских глазах не похож ни на кого из остальных учителей. Начиная с внешнего вида. Все учите­ л я ходили в форменных зеленых мундирах с блестящими медными пуговицами, официальные, парадные. Они одина­ ково холодно и равнодушно ставили в журнал двойки, колы и пятерки. Константин Эдуардович носил черный сюртук. Был высокий, плотный, с большой седой головой, которую он держал немного откинутой назад, с глазами, устремлен­ ными вперед. Он казался нам и особенным, и в то же время гораздо более близким, чем все остальные. Быть может оттого, что, когда эти мечтательные глаза опускались на нас, девочек, они были полны доброты и отцовской ласки, а лицо его освещалось при этом добродушной, почти детской улыб­ кой. Вот он сидит за учительским столом, приставив к уху ладонь трубочкой. Ученицы обычно вставали рядом с ним. Но случалось, девица уныло молчит или под настойчивыми вопросами Константина Эдуардовича несет такую несусвет­ ную чепуху, что он вдруг взрывался: «Убирайтесь, ни бель­ меса не знаете! Убирайтесь!» И, возмущенный, полный не­ годования, ставит в журнале жирную единицу. Понурив голову, девочка покорно плетется на место. Константин Эдуардович продолжает возмущаться: «Ничего не поняла, ничего не учила!» Ученица кладет голову на парту, слышатся тихие всхли­ пывания.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2