Циолковский в воспоминаниях современников-1971

с Константином Эдуардовичем, отрекомендовал его и ушел. Начался урок. Мы сидели так хорошо, как только могли сидеть 15—16-летние девочки. Вначале Константин Эдуар­ дович сказал нам, что будет преподавать физику, а физика такой предмет, где надо рассуждать, а не брать все памятью и не зубрить. — Запомните,— сказал Константин Эдуардович,— я буду при ответах урока ставить перед вами вопросы: Почему? Какие причины тому или другому явлению?— Потом улыб­ нулся (он часто улыбался, когда был доволен) и сказал:— Ну, желаю вам успехов. Сейчас буду объяснять урок... Новый материал он объяснял всегда медленно, громко, раздельно, понятно. Трудные места повторял несколько раз и спрашивал нас, поняли ли мы. Мы кивали головой это означало: поняли. Та, кому было неясно, поднимала руку, шла к столу и громко спрашивала, что ей надо было разъяснить. Трудные названия он записывал на доске, а мы списывали их в свои тетради. Во время объяснения нового урока Константин Эдуар­ дович всегда ходил по классу. Но часто останавливался у окна, всматривался во что-то, молчал, потом повертывался к нам, начинал опять молча ходить. Нам казалось, что он как будто «собирает» свои мысли, чтобы продолжить нача­ тое объяснение. Часто он приносил на уроки приборы, сделанные им са­ мим из картонной бумаги или из дранок вроде тонкой фане­ ры, оклеенных папиросной бумагой. Когда ученица подхо­ дила к столу Константина Эдуардовича за разъяснением или с ответом заданного урока, он обязательно садился на стул, прикладывал руку к уху и так слушал, что ему говорили. Константин Эдуардович очень любил чертежи на доске и требовал делать их аккуратно. Самый лучший подарок для него был хорошо сделанный чертеж на доске. Если он удовлетворял всем требованиям, то Константин Эдуардо­ вич улыбался и говорил девочке: — Какая ты умница, да ты не только умница, а разум­ ница! Как же ты сделала! Хорошо, красиво, я и сам так не сделаю. Смотрите, смотрите,— обращался он к классу,— учитесь у нее.— И, улыбаясь задумчиво, провожал на место ученицу, приговаривая:— Хорошо, хорошо, удивительно хо­ рошо. обязательно ставлю 5!— Чертежи с доски мы пере­ черчивали в свои тетради. Константину Эдуардовичу было очень трудно занимать­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2