Циолковский в воспоминаниях современников-1971

— Смотрите, вот мой ученик стал знатным человеком... Дальше говорить он не мог. Он обнял меня, и мы крепко расцеловались. В. Г. Трохачвв Калужское уездное училище. Звенит звонок на урок. В класс входит Константин Эдуардович. Дежурный читает молитву «преблагий господи». Потом Циолковский начинает опрос. На уроках он был серьезен. Всегда старался, чтобы все хорошо занимались и знали изучаемый предмет. Я помню, он часто говорил нам: «Арифметику надо знать хорошо. Арифметика это — первое дело». Он был очень простой, добрый и приветливый. Но иногда сердился: тогда щеки его краснели. Он часто бесе­ довал с учениками о поведении и говорил при этом: «Дети, не играйте в орлянку и карты. Это ведет к плохому. Делай­ те что-нибудь полезное для дома». В большую перемену около Константина Эдуардовича собиралось много ребят. Он рассказывал нам о полете на Луну. Но мы плохо понимали эти рассказы, они казались нам сказкой. — На чем же, Константин Эдуардович, полетим? — Будут машины такие. Циолковский был хорошим мастером и, вероятно, под влиянием его рассказов о технике я стал заниматься сто­ лярным, токарным и слесарным делом, работал жестянщи­ ком, потом стал заниматься фотографией. Простота и сердечность во взаимоотношениях с учащи­ мися отличали Циолковского от всех других учителей уезд­ ного училища. Хотя кое-кто считал его «чудаком», мы к нему относились с уважением. У Циолковского была очень хорошая память, он помнил всех своих учеников. Много лет спустя при встрече со мной на улице или в Загородном саду Константин Эдуардович всегда останавливался и разговаривал. У меня тогда было уже трое детей. Он тоже их помнил и при встрече интере­ совался, как их здоровье, как живут и растут. Он очень одобрял мои занятия физическим трудом и не раз говорил мне: — Ты, Трохачев, у меня толковый. Вот Посовцов, тот пьяница и бездельник.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2