Васильев В.Г. Непридуманная история. Книга 1: Гавро. 2014

84 съедали порцию каши из дроблёной ржи или овса. Пайку так называемого «ржаного хлеба», смешанного наполовину с опилками так, что кусок рассыпался, старались унести домой детям. Что может быть труднее для родителей, чем видеть го- лодные глаза своего ребёнка и не иметь возможности накор- мить его? Поэтому все надеялись на хоть какое-нибудь пи- тание в школе. А что могла приготовить Елена? Основным продуктом была картошка. Она хранилась в артельном ово- щехранилище, там её получали для школы сразу несколько мешков и привозили в техническую комнату. Обычно вечером, после основной работы и приготовле- ния уроков, Елена с сыновьями мыла картофель, чистила его, готовила на утро. Ребятишки старались помочь матери, соревнуясь друг с другом, кто быстрее и красивее, да с са- мой тонкой кожурой, почистит картошку. Когда картошки было мало, её варили в «мундире», предварительно промыв и удалив у клубня глазки. Иногда в школу отпускался «комбижир» и Елена, встав затемно, готовила и пекла вкусные «драники». А если по- являлась мука, то стряпались лепёшки с добавлением кар- тошки или даже пирожки. Вкуснотища! Иногда на ферме артели резали заболевшую или травмированную скотину, так называемый «вынужденный забой», и тогда Елена ва- рила щи, борщи, и на всю школу разносился их вкусный на- варистый запах. Конечно, мясо больных животных по законам ветери- нарии нельзя употреблять в пищу людям, но кто считал спецпереселенцев нормальными людьми? Да и случалось такое крайне редко, ведь за сохранность артельных живот- ных отвечали конкретные люди, и каждый такой случай тщательно расследовался комендатурой с целью найти ви- новного или вредителя, которого запросто могли отправить под суд. А разговор там был коротким, чаще всего светила тюрьма или принудработы, что было практически одно и то же. И в том и другом случае отбывалось наказание на лесоповале.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2