Васильев В.Г. Непридуманная история. Книга 1: Гавро. 2014
231 вый зерноуборочный комбайн был завезён американской фирмой лишь в 1913 году на Киевскую сельскохозяйствен- ную выставку. Это была деревянная конструкция на одно- ленточном гусеничном ходу с 14-футовым (4,27 м) захватом режущего аппарата и бензиновым мотором для одновремен- ного приведения в действие рабочих механизмов и передви- жения самой машины. Но применения в России этот ком- байн не нашёл, так как началась Первая мировая война. В связи с отсутствием собственного комбайностроения и крайней необходимостью в них, СССР в период с 1929 по 1931 год организует закуп комбайнов в США. Одновремен- но с закупом принимаются энергичные усилия по развёрты- ванию отечественного производства. Уже в апреле 1930 года бывший завод сельхозмашино- строения № 3 в Запорожье, после национализации, в день юбилея Парижской Коммуны 18 марта 1921 года получив- ший название «Коммунар», выпустил первые 10 советских комбайнов «Коммунар», а к концу года их стало уже 347. В 1931 году начал выпуск комбайнов «Сталинец» Ро- стовский завод имени Сталина «Ростсельмаш». В 1932 году приступил к производству комбайнов завод имени Б.П. Ше- болдаева в Саратове, СКЗ – «Саркомбайн», которые были однотипны и работали по одному принципу. В то же время у «Сталинца» был больший рабочий захват жатки (6,1 м) и не- которые конструктивные отличия. На «Коммунар» и «СКЗ» ставился уже знакомый нам бензиновый автомобильный двигатель ГАЗ-М. На «Сталинец» ставился двигатель трак- торов СТЗ, ХТЗ и С-60 ЧТЗ. Все они были, естественно, при- цепными, их буксировали трактора. С мощными трактора- ми-буксирами С-60 комбайны могли работать одновременно по два в сцепке. С 1931 по 1937 год в стране было произведено почти 137 тысяч зерновых комбайнов, что позволило осенью 1937 года убрать ими более 40 процентов площадей. Потери зер- на были значительно снижены по сравнению с результатом, допускаемыми при уборке «лобогрейками». Обслуживали такие комбайны несколько человек, не только комбайнёр, который управлял агрегатом на мостике. Ещё нужно было
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2