Васильев В.Г. Непридуманная история. Книга 1: Гавро. 2014

225 «Да, а почему завод назывался «Красный Путиловец»? Наверное, так звали какого-нибудь революционного ма- троса или комиссара-героя? Надо спросить завтра у препо- давателей, всё это интересно! Кто-нибудь из деревенских мальчишек спросит потом об этом, а ты и не знаешь, что и сказать! Это неправильно, обязательно спрошу, преподава- тели у нас умные, все знают». С 1934 года, после внедрения ряда усовершенствова- ний на американском тракторе «Фармолл», выпускается уже новый «краснопутиловский» трактор с названием «Уни- версал», более мощный, чем «Фордзон-Путиловец», по 10–12 тысяч штук ежегодно. Какая сила выходила на колхозные и совхозные поля только в виде «Универсалов»! Какие механизированные та- буны «лошадиных» сил! А в 1930 году добавились первые трактора СТЗ-15/30 Сталинградского тракторного завода им. Ф.Э. Дзержинского с карбюраторным двигателем, рабо- тающим на керосине, мощностью 30 л.с. 20 апреля 1932 года завод вышёл на проектную мощность и установил рекорд, выпустив за сутки 144 трактора! А годом ранее, в 1931 году вступил в строй Харьков- ский тракторный завод и стал выпускать ХТЗ-15/30, такой же, как на Сталинградском заводе. Правда, они выпуска- лись до 1937 года, потом их заменили гусеничные трактора СТЗ-НАТИ и ХТЗ-НАТИ, тоже работающие на керосине, но более мощные, уже с четырехскоростной коробкой передач, позволяющей развивать скорость более 8 км/час. Это было очень важно для использования гусеничных тракторов на транспортировке, на перегонах для манёвренности техники на больших совхозных полях, да и пахать он мог уже и трёх– а то и четырёхкорпусным плугом, в зависимости от плотно- сти обрабатываемой почвы. В 1938 году все центральные газеты сообщили, что на Международной выставке «Искусство и техника в современ- ном мире» в Париже этот трактор, его ещё ласково прозвали в народе «натик», получил высшую награду – Гран-при. К июню 1940 года 232 700 тракторов, в том числе 25 тысяч гусеничных, более половины тракторного парка

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2