Васильев В.Г. Непридуманная история. Книга 1: Гавро. 2014
220 производство, и за три года на Балаковском заводе в Са- ратовской области было изготовлено около сотни штук. Но тракторостроение в царской России по-прежнему не разви- валось. Трактора закупались только за границей. С первых дней советской власти был остро поставлен вопрос о развитии отечественного тракторостроения. Ещё в марте 1919 года, в «Докладе о работе в деревне» на 8 съезде РКП(б) В.И. Ленин с присущей ему гениальностью сформу- лировал не только политическое значение тракторострое- ния, но и практическую задачу тех дней, когда в молодой Советской России ещё вовсю полыхала гражданская война, сказав: «Если бы мы могли дать завтра 100 тысяч перво- классных тракторов, снабдить их бензином, снабдить их ма- шинистами (вы прекрасно знаете, что пока это – фантазия), то средний крестьянин сказал бы: «Я за коммунию»…» 2 ноября 1920 года он подписал Декрет Совета Народных Комиссаров «О едином тракторном хозяйстве», которым было положено начало созданию единого тракторного хозяйства в нашей стране, организации ремонта и снабжения запасными частями, а также организация испытательных станций, кур- сов подготовки инструкторов, мастеров и трактористов. Первый отечественный трактор «Запорожец» появился в 1921 году на небольших, принадлежавших до революции немецким колонистам, а теперь государственных заводах сельскохозяйственного машиностроения в селе Кичкасе, близ большого города Александровск, который спустя 150 лет после своего основания, 14 октября 1921 года был пере- именован в город Запорожье. Трёхколёсный трактор был создан на базе двенадцатисильного двухтактного одноци- линдрового нефтяного двигателя «Триумф» производства Великотокмакского государственного завода № 8, что нахо- дился в 90 километрах от Александровска. Конечно, всем ясно, что сердце трактора – это двига- тель. А двигатель «Триумф» был несложным и удобным в эксплуатации и использовал в качестве топлива, что очень важно, нефть, а не бензин, как многие другие аналоги. И сама конструкция трактора была удачной. Применение одного рабочего колеса и освобождение от дифференциала
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2