Сибирские страницы Великой Отечественной - 2005
дить ребят, а главное —строгого старшину, отодвинул засов и от крыл дверь. Николай спрыгнул на землю и закричал: «Мама!» Неко торые парни проснулись, засмеялись. На самом деле забавная карти на: стоит солдат в полной амуниции и зовёт маму. Но быстро поня ли, что это совсем не смешно. А чудо свершилось —из темноты на освещённую полоску вышла женщина. Видно, не одну ночь просиде ла у окна и выходила к эшелонам. Мама передала сыну эмалирован ную кружку с солёными груздями, с которыми мгновенно расправи лись сослуживцы. А кружку сын сберёг на войне и привёз домой. В одном из эшелонов ехала и Зоя Колова. У неё было плохое настроение, потому что её определили машинисткой в штаб полка. Затем она, гвардии старший сержант, будет машинисткой в штади- ве и поймёт, что в командных пунктах не более спокойно, чем на передовой. После войны она работала зав. библиотекой в «Совет ской Сибири» и, обладая литературным даром, посвятила жизнь написанию воспоминаний о своих однополчанах. Долины и высоты смерти Сибирский корпус был включён в состав 22-й армии Калинин ского фронта. Определено место боевых действий —район города Белого. Этот пункт был особенно важен —здесь сходились автостра ды, идущие на Смоленск, Вязьму и Ржев. От станции выгрузки до места сосредоточения надо было преодолеть около двухсот километ ров пешим порядком. Это был изнурительный, тяжелейший поход по лесистой, заболоченной местности, по бездорожью. Каждый боец был нагружен до предела. Тащили на себе разобранные миномёты, пулемёты, противотанковые ружья . Пушки оседали в грязь до осей. Лошади их вытянуть не могли, им помогали красноармейцы. Под непрерывными холодными дождями насквозь промокали и тяж еле ли шинели. Шли днём и ночью, выбиваясь из сил, потому что обозы безнадёжно отстали и не было продуктов. Не получая корма, падали лошади. Марш продолжался семь суток. Надо было обустраиваться, оборудовать позиции и в первую оче редь доставить продовольствие и фураж для лошадей. Два автоба тальона и около шестисот пар подвод передвигаться не могли, так как дороги были окончательно размыты и разбиты. Выход един ственный —делать дорогу. Ежедневно на просеку отправляли по четыре —пять тысяч человек. Они валили лес, делали настил, ра ботая только ночами, чтобы не привлекать вражескую авиацию. В течение двух недель трассу сделали. С армейских баз, расположен
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2