Сибирские страницы Великой Отечественной - 2005

дить ребят, а главное —строгого старшину, отодвинул засов и от­ крыл дверь. Николай спрыгнул на землю и закричал: «Мама!» Неко­ торые парни проснулись, засмеялись. На самом деле забавная карти­ на: стоит солдат в полной амуниции и зовёт маму. Но быстро поня­ ли, что это совсем не смешно. А чудо свершилось —из темноты на освещённую полоску вышла женщина. Видно, не одну ночь просиде­ ла у окна и выходила к эшелонам. Мама передала сыну эмалирован­ ную кружку с солёными груздями, с которыми мгновенно расправи­ лись сослуживцы. А кружку сын сберёг на войне и привёз домой. В одном из эшелонов ехала и Зоя Колова. У неё было плохое настроение, потому что её определили машинисткой в штаб полка. Затем она, гвардии старший сержант, будет машинисткой в штади- ве и поймёт, что в командных пунктах не более спокойно, чем на передовой. После войны она работала зав. библиотекой в «Совет­ ской Сибири» и, обладая литературным даром, посвятила жизнь написанию воспоминаний о своих однополчанах. Долины и высоты смерти Сибирский корпус был включён в состав 22-й армии Калинин­ ского фронта. Определено место боевых действий —район города Белого. Этот пункт был особенно важен —здесь сходились автостра­ ды, идущие на Смоленск, Вязьму и Ржев. От станции выгрузки до места сосредоточения надо было преодолеть около двухсот километ­ ров пешим порядком. Это был изнурительный, тяжелейший поход по лесистой, заболоченной местности, по бездорожью. Каждый боец был нагружен до предела. Тащили на себе разобранные миномёты, пулемёты, противотанковые ружья . Пушки оседали в грязь до осей. Лошади их вытянуть не могли, им помогали красноармейцы. Под непрерывными холодными дождями насквозь промокали и тяж еле­ ли шинели. Шли днём и ночью, выбиваясь из сил, потому что обозы безнадёжно отстали и не было продуктов. Не получая корма, падали лошади. Марш продолжался семь суток. Надо было обустраиваться, оборудовать позиции и в первую оче­ редь доставить продовольствие и фураж для лошадей. Два автоба­ тальона и около шестисот пар подвод передвигаться не могли, так как дороги были окончательно размыты и разбиты. Выход един­ ственный —делать дорогу. Ежедневно на просеку отправляли по четыре —пять тысяч человек. Они валили лес, делали настил, ра­ ботая только ночами, чтобы не привлекать вражескую авиацию. В течение двух недель трассу сделали. С армейских баз, расположен­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2