Сибирские страницы Великой Отечественной - 2005
Николай ЗЫКОВ ЗАКОВАННЫЕ В БРОНЮ В годы военного лихолетья железнодорожники Новосибирского ло комотивного депо построили и отправили в действующую армию шесть бронепоездов. Их экипажи приняли участие в обороне Ленинграда, Москвы, Северного Кавказа. «Советская Сибирь» в номере за 12 февраля 1942 года писала: «Бронепоезд «Сибиряк» построен в необычно короткий срок. Это стоило немалых трудов. Был период, когда все рабочие не отходили от паровоза по 50 часов, лишь присаживаясь тут же вздрем нуть на часок-другой...» Постройка бронированной крепости на колесах началась заснежен ным утром 12 ноября 1941 года. Руководителю строительства маши- нисту-орденоносцу Николаю Зиновьеву, его помощникам —бригади рам Николаю Багатову, Анатолию Михайлову и Федору Паренко - подгонять никого не приходилось. Сознание, что фашисты вплотную приблизились к Москве, заставляло людей выкладываться до предела сил. Слесарь Павел Скурихин, кровельщик Михаил Кусов, машинис ты Сергей Ватуля и Виктор Вершинин, другие рабочие трудились самоотверженно, как говорится, не за страх, а за совесть. А Никифор Сигарев не выходил из депо ни днем, ни ночью, поскольку был един ственным специалистом по газоэлектросварке во всей ударной брига де. За отсутствием механизации вручную одевали в броню специально подготовленные паровозы и тендер. В публикации газеты приводится такой факт: «Люди проявляли необычайное упорство. Не было нужного железа. Бригадир Паренко пошел сам по всем складам и нашел его...» Оказалось, что Федор Иванович Паренко помнит об этом случае, но не придаёт ему серьёзного значения. А вот что составленная из 18 передовых производственников бригада не в одиночку выполняла осо бое задание, просил подчеркнуть: —Машинисты депо,—вспоминает ветеран,—в свободное от поездок время приходили целыми группами помогать товарищам. Они транс портировали толстые стальные листы, навешивали их и выполняли самую трудоёмкую работу. Массовый энтузиазм помог паровозникам сделать невозможное — ранним утром 8 декабря бронепоезд укатил в город Новокузнецк на «доводку». После термической обработки на металлургическом ком бинате броня поезда успешно выдержала испытания артиллерийским огнем. Присутствующий во время пристрелки командующий вой сками СибВО генерал-лейтенант Н.В. Медведев удовлетворенно по дытожил: «К бою готов!» Затем детище новосибирских железнодо рожников окрасили в защитный цвет и «окрестили»: на его брониро
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2