Сибирские страницы Великой Отечественной - 2005
Вооружение состояло из одной 20-миллиметровой пушки и крупнока либерного пулёмета. «Потолок» истребителя равнялся 10 километрам. Он давал советским лётчикам неоспоримые преимущества в борьбе с «мессершмиттами» на вертикалях. В конструкторское бюро A.C. Яковлева доставили ЯК-9 Ивана Кле- щева с 14 звездочками на борту. На этом самолёте он, командир ис требительного полка, уничтожил 14 фашистских машин. В части майора И. Клещева не было такого лётчика, у которого на «лицевом счету» не числилось бы нескольких сбитых самолётов врага. Клещев с аэродрома часто командовал подразделением по радио. Однако, если обстановка в воздухе того требовала и противник нажимал, майор немедленно садился в свой самолёт. Был случай, когда командир пол ка на своем ЯКе вступил в борьбу с семью «мессершмиттами». Он сбил 2 вражеских самолёта и выиграл бой. И ничего удивительного. Яковлевский истребитель в руках воздушного аса представлял собой грозную силу. Яку-9 все было «по зубам» —крутые виражи, верти кальные спирали, «бочки» с потерей высоты и т.д. Командиры авиа частей почитали за честь укомплектовать материальную часть маши нами новосибирского производства. 3 октября 1944 года в «Советской Сибири» была опубликована кор респонденция майора О. Пронина и С. Кожевникова «На сибирских самолётах». В ней сказано: «Полк остановился на станции. И в это время воздух вдруг проре зал резкий звук моторов, вдали поднялась клубящаяся пыльная ме тель, и в воздухе появились самолёты, быстро набирая высоту. —ЯКи, ЯКи! —сразу узнали лётчики. Да, это был модифицированный истребитель ЯК, легкокрылый си лач, красавец. Не говоря уже про немецкие истребители, он был луч ше своих, советских. Он имел и большую горизонтальную скорость, и дальность полета, и лучшую маневренность, и большую огневую мощь. Полк получил эти совершенно новенькие самолёты непосредственно на площадке завода. Можно сказать, рабочие передали лётчикам свои замечательные создания из рук в руки. В первых же боях сибирские самолёты полностью оправдали ожи дания лётчиков. Полк вступил на них в бои на Орловско-Курской дуге. В эти бои немцы, как известно, ввели новые свои истребители — «Фокке-Вульф-190». Немцы на весь мир разрекламировали их, но при первых же встречах с ЯКами «фоккеры» не выдержали... ЯКи. Это название звучит сегодня как пароль времени, когда совет ская авиация довела до победного конца битву за господство в воздухе. Вклад в неё новосибирцев неоспорим».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2