Сибирские страницы Великой Отечественной - 2005

Вооружение состояло из одной 20-миллиметровой пушки и крупнока­ либерного пулёмета. «Потолок» истребителя равнялся 10 километрам. Он давал советским лётчикам неоспоримые преимущества в борьбе с «мессершмиттами» на вертикалях. В конструкторское бюро A.C. Яковлева доставили ЯК-9 Ивана Кле- щева с 14 звездочками на борту. На этом самолёте он, командир ис­ требительного полка, уничтожил 14 фашистских машин. В части майора И. Клещева не было такого лётчика, у которого на «лицевом счету» не числилось бы нескольких сбитых самолётов врага. Клещев с аэродрома часто командовал подразделением по радио. Однако, если обстановка в воздухе того требовала и противник нажимал, майор немедленно садился в свой самолёт. Был случай, когда командир пол­ ка на своем ЯКе вступил в борьбу с семью «мессершмиттами». Он сбил 2 вражеских самолёта и выиграл бой. И ничего удивительного. Яковлевский истребитель в руках воздушного аса представлял собой грозную силу. Яку-9 все было «по зубам» —крутые виражи, верти­ кальные спирали, «бочки» с потерей высоты и т.д. Командиры авиа­ частей почитали за честь укомплектовать материальную часть маши­ нами новосибирского производства. 3 октября 1944 года в «Советской Сибири» была опубликована кор­ респонденция майора О. Пронина и С. Кожевникова «На сибирских самолётах». В ней сказано: «Полк остановился на станции. И в это время воздух вдруг проре­ зал резкий звук моторов, вдали поднялась клубящаяся пыльная ме­ тель, и в воздухе появились самолёты, быстро набирая высоту. —ЯКи, ЯКи! —сразу узнали лётчики. Да, это был модифицированный истребитель ЯК, легкокрылый си­ лач, красавец. Не говоря уже про немецкие истребители, он был луч­ ше своих, советских. Он имел и большую горизонтальную скорость, и дальность полета, и лучшую маневренность, и большую огневую мощь. Полк получил эти совершенно новенькие самолёты непосредственно на площадке завода. Можно сказать, рабочие передали лётчикам свои замечательные создания из рук в руки. В первых же боях сибирские самолёты полностью оправдали ожи­ дания лётчиков. Полк вступил на них в бои на Орловско-Курской дуге. В эти бои немцы, как известно, ввели новые свои истребители — «Фокке-Вульф-190». Немцы на весь мир разрекламировали их, но при первых же встречах с ЯКами «фоккеры» не выдержали... ЯКи. Это название звучит сегодня как пароль времени, когда совет­ ская авиация довела до победного конца битву за господство в воздухе. Вклад в неё новосибирцев неоспорим».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2