Сибирские страницы Великой Отечественной - 2005

ное время, тоже не предполагала, что этим новорожденным медсест­ рам быть в запасе оставалось всего шесть дней. Для выпускниц курсов устроили вечер, они танцевали, радуясь музыке, молодости. Лена пригласила на вальс военрука института, старого кадрового офицера с лысиной, в пенсне. Они кружились по залу, он грустно сказал: «Скоро начнётся война...», а студентка Ре­ пина с улыбкой закончила фразу: «Мы вас на фронте встретим и перевяжем раны». Как часто потом в самое неподходящее время ей вспоминался этот вальс и наивное обещание перевязать раны! Она увидела эти раны уже осенью, когда их санитарный поезд стал принимать из прифронтовых медсанбатов защитников Москвы —безногих, безруких, задыхающих­ ся, обожжённых, слепых... И раны —рваные, сквозные, обширные, глубокие. А в них - осколки от снарядов, застрявшие в костях и тка­ нях, куски одежды, впаянные в сгоревшее тело, земля... «Господи, не дай ему умереть!» —молилась Лена, когда тянула в вагон носилки, помогала лечь на полку, оттаскивала тазы, утки, ведра. Кровь, стоны, постоянный мат от боли и крики из-за ночных кошмаров... Сколько тогда Лена спала? Урывками, кусочками. Если даже и падала в забытье от усталости, крик «Сестра!» поднимал её тут же - это был уже выработанный рефлекс. Когда им было отдыхать, если на шесть вагонов приходилось два врача и три медсестры? Все рабо­ тали на пределе физических сил. Да и морально Лена была разби­ та - к декабрю 41-го она стала вдовой: погиб муж. Не раз на их поезд налетали фашистские самолеты. С удоволь­ ствием, наверное, бомбили эти мерзавцы санитарные эшелоны, хотя и видели опознавательные знаки . Раненые, кто мог, выпрыгивали из вагонов сами. А кто не мог, тому медсёстры подставляли спину, как в детстве носят младших братишек и сестрёнок. Ноги бойца волочатся по земле, а руки на плечах, и одна мысль стучит в висок: только бы не упасть! Оттащив такого подальше от состава, Лена снова подбегала к вагону и поворачивалась спиной. А кругом взры­ вы, пламя , горящие куски разлетаются во все стороны... Иногда в короткие часы отдыха на пути из тыла до фронта девча­ та мечтали, как будут жить после войны. Лена всегда говорила: - Хочу в школу. Буду учителем. У нее уже был «педагогический» опыт —после семи классов она уехала в Искитимский район, в деревенскую школу. Писала детям на доске задание: «Ришите задачу». Хорошо, что в написании цифр не бывает ошибок. Через год, когда мама приехала проведать, как живет самозваная учительница, то застала дочь в слезах:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2