Сибирские страницы Великой Отечественной - 2005
мым у настоящего Героя Советского Союза —М.П. Краснолуцкого, ставшего потом генералом. И как на «Чайке» —штурмовике первых месяцев войны, по всем параметрам уступавшем «мессеру», сбил-таки лучший немецкий истребитель. Это было в начале 42-го года. И вот как писала об этом фронтовая газета: «Противник сосредоточил жестокий огонь по машине ведуще го, пытаясь во что бы то ни стало вывести её из строя. Всё труднее и труднее становилось командиру управлять своей повреждённой маши ной и одновременно руководить группой. В этот трудный момент вра жеский истребитель зашёл в хвост его самолёта, приготовившись од ним ударом сразить повреждённую машину. Но стервятник жестоко просчитался. Лётчик-штурмовик Котляревский яростно бросился в атаку и длинной пулемётной очередью вогнал стервятника в землю... Каждый наш лётчик должен драться так, как дерётся смелый и бесстрашный лётчик Котляревский!». Котляревский первым в полку сбил «мессера». Вторым —его друг Николай Кукушкин. Их обоих наградили орденами Боевого Красного Знамени... Идёт война. Опытных лётчиков катастрофически не хватает, моло дые гибнут один за другим. А он, Котляревский, «золотой» выпуск ник Херсонской лётной школы, инструктор, готовивший в Краснояр ске курсантов, должен отвечать на оскорбительные, бессмысленные вопросы. Слишком много он уже пережил, чтобы вот так, запросто, сломаться! Ни за что! И Котляревский добился-таки своего —его опять «выпустили» в небо. Много ещё удивительных событий произошло в жизни этого чело века. О нём писал в своих воспоминаниях «Над Одером и Эльбой» Главный маршал авиации К.А. Вершинин —о заключительной штур мовке в Великой Отечественной войне под Бойценбургом группой ИЛов под командованием капитана Котляревского. Он и в мирное время должен был пойти под трибунал за отказ выполнить приказ катапультироваться. Но в итоге был награжден ещё одним боевым орденом Красной Звезды - за посадку в ночное время первого совет ского реактивного самолета МиГ-15 с остановившимся двигателем. Котляревскому удалось не только сохранить дорогостоящую маши ну, но и сэкономить огромные средства —комиссия быстро нашла причину аварии: отломившаяся лопатка турбины заклинила двига тель. Долго потом спецы качали головами: «Видно, человек родился в рубашке!»... В 38 лет Котляревский попал под нашу первую отечественную «кон версию». С миллионом двумястами тысячами солдат и офицеров его,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2