Сбоев В.В., Из воспоминаний рядового пехотинца - 2010

водохранилища. Мы с Мигиренко Георгием Сергеевичем договори­ лись, что я там подготовлю базу для испытаний опытных образцов. Построил большой железный гараж и оборудовал в нем мастерскую. Но работы в АЛПБТ совсем прекратились. У нас отобрали все поме­ щения в НГТУ. По рекомендации Г.С. Мигиренко я оформился по совместительст­ ву доцентом на кафедру общетехнических дисциплин в Новосибирское высшее общевойсковое командное училище (НВОКУ). Его преобразо­ вали из Военно-политического училища. Я возглавлял методический цикл теоретической механики и читал лекции в двух потоках - в роте разведчиков и роте командиров взводов колесно-гусеничной техники. Отношения с курсантами и их командирами сложились хорошие. Но возможности развернуть научные работы по бездорожной технике в училище не оказалось. В учебные программы и распорядок дня кур­ сантов это не вписывалось. 12 января 1993 года на лекции в НВОКУ сообщил курсантам, что ровно пятьдесят лет назад в 1943 году я был зачислен курсантом Киев­ ского военного училища связи. В аудитории возникло оживление! На следующей лекции четверо курсантов рассказали, что их деды так же без выпуска были направлены из училищ рядовыми на фронт и только после войны получили военное образование. Мне доучиться не при­ шлось по состоянию здоровья. А государство продолжало разворовываться, армия разлагалась. Военным ходить по городу в форме было не пристижно и даже опасно. Но главное, цены на все, особенно на продукты и транспорт, выросли в десятки раз, а зарплата осталась прежней. На заработанные в училище деньги я не мог съездить даже в дерев­ ню, а там были овощи и подножный корм. Полный разгром произошел в нашей Академической лаборатории проблем бездорожного транспорта. Новые хозяева нефтяных и газовых компаний прекратили наше финансирование. Не удалось провести ис­ пытания уже готовых опытных образцов. Сотрудников АЛПБТ уво­ лили. Последней попыткой сохранить хоть часть наших работ по бездо­ рожному транспорту была организация секции «Машины и техноло­ гии, сохраняющие тундру» при Головном совете «Машиностроение». 188

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2