Сбоев В.В., Из воспоминаний рядового пехотинца - 2010
Наконец-то появилась реальная возможность развернуть нашу ра боту на самом серьезном профессиональном уровне. В штат АЛПБТ были приняты Сурков П.М., Деменчук А.П., Инкина Г.Н., Оста- шов В.Г., Золотов А.Г. Кроме того, на полставки работали кандидат технических наук, доцент Сачков В.Г., Денисова Н.Г., Титова Г.П. и студенты Сбоев К.В., Шалагинов С., Сачков В.В. и др. На заводе разработали чертежи и начали изготавливать два опыт ных образца на двигателях от «Запорожца» мощностью 30 л.с. и от ка тера «Амур» с двигателем «Москвича» мощностью 75 л.с. В качестве подсобных рабочих направлялись студенты-добровольцы. Им распи сывались и засчитывались задания по производственной практике. Стажерами на заводе им. Чкалова работали студенты Бабаков О.В., Валуенко В.А., Крачко В.А., Прокопов А.В., Солошенко Г.А., Сбо ев К.В., Шалагинов С., Шахов B.C., Миллер Е.А. и многие другие. Первый образец оказался не очень хороший. А второй, созданный под руководством В.В. Зелепухина и В.Г. Осташова, получился вполне работоспособным. На нем было проведено много исследований и ис пытаний. Его эксплуатировали в Латвии и во время ледохода на Севере в разное время года. В работе и на испытаниях активно помогал нам бывший студент, заядлый охотник, в последствии доктор технических наук, профессор Валерий Константинович Мищенко. В АЛПБТ были созданы конструкторские группы по разработке пневмовездеходов гусеничных (ПВХ-Г) грузоподъемностью 4 тонны, пневмовездеходов колесных (ПВХ-К) грузоподъемностью 5 тонн, кат- коходов и универсальных глиссирующих аппаратов (УГА) грузоподъ емностью от 300 до 600 кг, но с большей скоростью движения. Главное требование ко всем этим машинам - обеспечить надежное движение, не повреждая тундру. У ПВХ-К колеса были широкие многосекцион ные. В задних секциях давление повышалось, а в передних снижалось за счет особенностей конструкции. Так колесо медленно прокручива лось вокруг своей оси. Давление на грунт было мизерным. На испыта ниях мы подкладывали куриные яйца и они не повреждались. Для большего эффекта под машину ложился человек. Для изготовления опытных ПВХ-Г и ПВХ-К были заключены до говора с заводами «Сибсельмаш», Семипалатинским машинострои тельным и Опытным заводом СО АН СССР. 185
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2