Сбоев В.В., Из воспоминаний рядового пехотинца - 2010

Наконец-то появилась реальная возможность развернуть нашу ра­ боту на самом серьезном профессиональном уровне. В штат АЛПБТ были приняты Сурков П.М., Деменчук А.П., Инкина Г.Н., Оста- шов В.Г., Золотов А.Г. Кроме того, на полставки работали кандидат технических наук, доцент Сачков В.Г., Денисова Н.Г., Титова Г.П. и студенты Сбоев К.В., Шалагинов С., Сачков В.В. и др. На заводе разработали чертежи и начали изготавливать два опыт­ ных образца на двигателях от «Запорожца» мощностью 30 л.с. и от ка­ тера «Амур» с двигателем «Москвича» мощностью 75 л.с. В качестве подсобных рабочих направлялись студенты-добровольцы. Им распи­ сывались и засчитывались задания по производственной практике. Стажерами на заводе им. Чкалова работали студенты Бабаков О.В., Валуенко В.А., Крачко В.А., Прокопов А.В., Солошенко Г.А., Сбо­ ев К.В., Шалагинов С., Шахов B.C., Миллер Е.А. и многие другие. Первый образец оказался не очень хороший. А второй, созданный под руководством В.В. Зелепухина и В.Г. Осташова, получился вполне работоспособным. На нем было проведено много исследований и ис­ пытаний. Его эксплуатировали в Латвии и во время ледохода на Севере в разное время года. В работе и на испытаниях активно помогал нам бывший студент, заядлый охотник, в последствии доктор технических наук, профессор Валерий Константинович Мищенко. В АЛПБТ были созданы конструкторские группы по разработке пневмовездеходов гусеничных (ПВХ-Г) грузоподъемностью 4 тонны, пневмовездеходов колесных (ПВХ-К) грузоподъемностью 5 тонн, кат- коходов и универсальных глиссирующих аппаратов (УГА) грузоподъ­ емностью от 300 до 600 кг, но с большей скоростью движения. Главное требование ко всем этим машинам - обеспечить надежное движение, не повреждая тундру. У ПВХ-К колеса были широкие многосекцион­ ные. В задних секциях давление повышалось, а в передних снижалось за счет особенностей конструкции. Так колесо медленно прокручива­ лось вокруг своей оси. Давление на грунт было мизерным. На испыта­ ниях мы подкладывали куриные яйца и они не повреждались. Для большего эффекта под машину ложился человек. Для изготовления опытных ПВХ-Г и ПВХ-К были заключены до­ говора с заводами «Сибсельмаш», Семипалатинским машинострои­ тельным и Опытным заводом СО АН СССР. 185

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2