Сбоев В.В., Из воспоминаний рядового пехотинца - 2010

НЭТИ-6». И как человек активный и творческий решил эти работы развернуть на более высоком государственном уровне. Для начала он пригласил в СКВ директора завода им. В.П. Чкалова Героя Социалистического Труда Ванага Глеба Алексеевича, потом по­ казали наши опытные образцы академикам Яненко Николаю Николае­ вичу, Войцеховскому Богдану Вячеславовичу и Трофимуку Андрею Алексеевичу, Благодаря работам Трофимука А.А. в годы войны были разработа­ ны месторождения нефти в Татарии и Башкирии, что позволило обес­ печить горючим заводы и действующую Армию, особенно авиацию и бронетанковые войска. Сразу после войны Трофимук А.А. стал одним из поисковиков и разработчиков нефти и газа в Сибири. Ванаг Г.А. предложил создать совместную группу конструкторов для подготовки к серийному производству. Академики работу одобри­ ли и удивились, почему у меня нет ученой степени. В военное время Новосибирский авиационный завод выпустил около семнадцати тысяч истребителей конструкции Яковлева, благо­ даря чему наша авиация завоевала господство в воздухе. А что это та­ кое, мы - стрелковые войска, очень хорошо ощущали на собственной «шкуре». Яненко Н.Н. предложил нам слетать с ним на вертолете в Сургут, Ханты-Мансийск и на Федоровское нефтяное месторождение. В соста­ ве команды были Яненко Н.Н. и его заместитель Фомин Василий Ми­ хайлович, Мигиренко Г.С., Павлюченко А.М. и я - Сбоев В.В. Целую неделю мы изучали потребности нефтяников в различного рода бездо­ рожном транспорте. С «Главнефтегазтрубопроводстроем» был заключен хозяйственный договор на разработку аэросаней-амфибий, модульных блоков для ук­ ладки труб со скоростью 3-5 километров в час и другой техники, не повреждающих тундру снегоходов, т, е, с очень малым давлением, а также целого ряда машин с различными двигателями и нагрузкой. Вернулись домой с деньгами и заказом. Быстро оформили создание Академической лаборатории проблем бездорожного транспорта (АЛПБТ) на основе Новосибирского электротехнического института, Института гидродинамики (ИГД), Института теоретической и при­ 182

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2