Сбоев В.В., Из воспоминаний рядового пехотинца - 2010

моей новой зарплате. Я сказал, что моя основная временная зарплата 550 рублей в месяц и еще... Но он не дал мне договорить и разразился ругательствами. Зачем же было учиться? Вспомнил, как я все время что-то «долбил» по своим конспектам, а они играли в домино, шахма­ ты, волейбол, т. е. отдыхали в отведенное для этого время. Все мои доводы о потребности познания и престижности работы его не удовле­ творили. Он так и сказал: «А я думал, что ты умный». После этого раз­ говора я старался некоторое время с заводчанами не встречаться. При­ нял материальную ответственность за все оборудование кафедры, разобрался с лаборантами во всех аудиториях. Мне все равно при­ шлось обеспечивать лекции опытами-фокусами по электростатике, де­ монстрировать фильмы, слайды и картинки. Ставил очень интересные демонстрации с электростатическими машинами, катушками Румкор- фа, Лейденскими банками, огнями Эльма, летающими ватками, Торри- челлевыми трубами, электрическими машинами. Студентам и лекто­ рам это нравилось. Но мне приходилось тратить очень много времени на подготовку. Причем опыты готовились в малой комнате, а потом приборы заносились в лекционную аудиторию, где влажность воздуха и электростатичность были другими. Что-то приходилось менять по ходу лекции. Иногда заряженная ватка попадала в поток воздуха из окна и под аплодисменты студентов летала не в ту сторону. В школах было сложнее. В них учились дети из «Нахаловки», мно­ гие из неблагополучных семей. Наиболее хулиганистых я пригласил по­ сле занятий на хоккейную коробку. Показал им приемы ведения шайбы и бросков, приемы падения и как устойчиво держаться на коньках. На следующей неделе я привел один класс в институт на кафедру физики и показал им много приборов и действующих работ. Эффект был потрясающий. Отъявленные хулиганы стали мне помогать в наве­ дении порядка. Всего я вел физику в четырех шестых классах 84-й школы и трех, тоже шестых, —8-й школы. Объяснять, для чего надо учить физику, стало легче. Я им все вре­ мя давал примеры по велосипедам, мотоциклам, насосам, двигателям, передаточным числам. Заниматься стало легко, но с экскурсиями и хоккеем я замучился. По-существу, мне пришлось выполнять чьи-то обязанности. С пер­ вого января 1954 года меня перевели на преподавательскую работу с 153

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2