Покрышкин А. И., Небо войны. Повесть фронтовых лет - 1988

которым мы учили молодежь, прошли проверку огнем, их эффективность подтвердили многие наши победы. Летали мы часто. Штурмовали железнодорожные стан­ ции и эшелоны в пути. Самым трудным было приучить мо­ лодежь при любых обстоятельствах держать интервалы. При появлении «мессершмиттов» они обычно начинали прижиматься друг к другу, а все вместе — ко мне. И вмес­ то того чтобы все внимание уделять цели, приходилось следить за своими летчиками, чтобы не столкнуться. По возвращении домой я всегда садился последним. Пока ребята один за другим совершали последние круги над аэродромом, мне удавалось выполнить несколько фи­ гур высшего пилотажа. В частности, я отрабатывал один оригинальный маневр, на который меня натолкнул случай. Однажды над аэродромом появились наши истребители конструкции Яковлева. Они летели четверками и, снижаясь на большой скорости, расходились парами в разные сто­ роны. — Цирк! — воскликнул кто-то из летчиков. Дело знакомое: ребята получили новые самолеты и те­ перь хотели блеснуть перед нами, так сказать, произвести впечатление. Наблюдая за их «веерами», я заметил, как ведущий одной пары крутнул на горке «бочку». В авиа ­ школе мы называли ее кадушкой. При таком медленном вращении вокруг своей оси машина опускает нос и теряет высоту. Кажется, летчик выполнил «бочку» одними элеро ­ нами и плохо скоординировал свои движения. Следовав­ ший за ним, как при атаке, ведомый сразу проскочил над ведущим и вырвался вперед. Теперь ведущий, как бы уйдя «под мотор» своего ведомого, очутился ниже и сзади. Когда я увидел все это, меня осенила мысль: а ведь так можно уходить из-под атаки противника! На следующий день, возвратившись с задания, мы с Николаем Йскриным, как заранее условились, набрали над аэродромом высоту. «Атакуй»,— передал я покачиванием крыльев. Искрин пошел в атаку. Вот он уже на расстоя­ нии, позволяющем открыть огонь. Я делаю замедленную «бочку» и сразу же теряю высоту и скорость. Ведомый про­ носится надо мной. Теперь уже я под ним. Стоит немного поднять нос самолета — и могу стрелять по Искрину. С тех пор я стал каждый день шлифовать этот прием. Верил, что в предстоящих воздушных боях понадобится и эта находка. Надо только все хорошенько продумать и отработать каждый элемент.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2