Сибирская советская энциклопедия_Том3

работая в основном на английский капитал, электрифицировало свои прииски и скупило крупные прииски «Компании Промышленности», Ратькова-Рожнова и других. К 1912 Ленская золотопром. компания имела уже 423 прииска и, получая громадные прибыли (в 1909— 1.908, в 1910— 6.812, в 1911 — 5.273 тыс. руб.) выплачи­ вала исключительно высокий дивиденд акцио­ нерам (в 1910— 56%). Число рабочих на при­ исках достигало 7 тыс. человек. Тяжелые усло­ вия подземных работ, при постоянном водоот­ ливе, невыносимые жилищные условия, доро­ говизна продуктов питания, ничем не ограни­ ченная эксплоатация наряду с роскошной жиз­ нью высшей администрации вызывали постоян­ ные забастовки и стачки рабочих. За время с 1870 до 1895 только по официальным данным зарегистрировано 45 волнений и стачек. С 1900 по 1905 (происходит ряд крупных забастовок. В 1912 Ленская забастовка и расстрел нескольких сот рабочих всколыхнули рев. движение во всей России (см. Ленские события). После Октябрь­ ской рев., в конце 1921, для эксплоатации райо­ на был создан гос. трест «Лензолото», а в 1925 сов. правительством утвержден концессионный договор с иностранной фирмой «Лена-Гольд- фильдс-Лимитед». Срок концессии — 30 лет. По договору «Лена-Гольдфильдс» взяла на себя обязательство добывать не менее 6.550 кг золо­ та в год, при чем, начиная с пятого года не менее У3 и начиная с седьмого — не менее 'А всего добываемого золота должно получаться механическим путем. Наряду с этим концессия должна была затратить в Бодайбинском районе в течение первых 6 лет на постановку работ, оборудование и механизированно не менее 9 млн. золотых рублей, при чем расходы по раз­ ведкам в первые 6 лет должны были быть не менее 1.500 тысяч рублей. В 1927 концессионе­ рами доставлена на прииски 17-футовая дра­ га. Драга предназначена для разработки уча­ стка, разведанного по р. Бодайбо еще в 1915/16. Предположено было завезти еще несколько та­ ких же драг в район р. Енашимо, где проекти­ ровалось сооружение также гидроэлектроцен­ трали. В районе имелось четыре гидростанции общей мощностью до 1.720 лош. сил, подающих энергию для приисковых и др. установок, а так­ же для освещения жилых помещений. Строи­ лась еще одна гидростанция на 800 лош. сил и имелась в резерве пароэлектростанция в 600 лош. сил и 3 мелких станции в 150 лош. сил. Со всего добытого на приисках золота «Лена- Гольдфильдс» должна была делать правитель­ ству долевое отчисление натурой в размере 7%, а также 17 коп. с золотника в счет местных налогов и сборов. Однако «Лена-Гольдфильдс» с самого начала своей деятельности грубейшим образом нарушала взятые на себя обязатель­ ства, хищнически разрабатывала богатейшие россыпи, не только не механизировала произ­ водство, но фактически разрушила все обору­ дование, имевшееся на приисках, и весь Лен­ ский флот, переданный концессионерам. В ре­ зультате этой продолжительной вредительской деятельности концессионеров добыча золота в последние годы резко упала. В начале 1930 кон­ цессионеры односторонним актом расторгли концесс. договор и отозвали своих уполно­ моченных и инженерно-технический персонал, прекратили выдачу зарплаты рабочим и сорва­ ли снабжение приисков, поставив под угрозу голода все приисковое население. Эти явно вредительские акты «Лена-Гольдфильдс» вы­ нудили сов. правительство временно, до урегу­ лирования конфликта, передать обслуживание и руководство приисками акционерному об-ву «Союззолото», к-рое быстро предприняло энер­ гичные меры к восстановлению деятельности предприятий и урегулированию прерванного снабжения рабочих. Динамика добычи золота в Л.-В. з. р., по дан­ ным академика В. А. Обручева, иллюстрируется следующими показателями^: Г о д ы Добыча в кг Г о д ы Добыча в кг 1844-53 647 1917 10.813 1854-63 26.850 1918 6.128 1864-73 73.859 1919 4.068 1874-83 123.901 1919/20 1.384 1884 -93 90.899 1920/21 450 1894—03 93.115 1921/22 3.278 1904—13 111.104 1922 23 4.709 1914 14.256 1923/24 6.742 1915 17.264 1924/25 8.550 1916 14.752 1925/26 8.780 В с е г о 1844-1926 621.549 Таблица эта учитывает регистрируемую до­ бычу (золото хозяйское, арендаторско-стара­ тельское и вольно-приносительское); кроме то­ го, следует добавить от 10 до 20% на т. наз. «под’емное» золото, утекавшее на сторону. Наряду с крупной золотопром-стью в Л.-В. з. р. существует мелкая, в лице арендаторов и старателей. Добыча мелкой золотопром-сти за последнее время выражается в след, цифрах: Для характеристики отдельных, нгиб. круп­ ных золотоносных групп района могут служить след, данные акад. В. А. Обручева по добыче зо­ лота до 1910 включи­ тельно: Н а з в а н и е г р у п п |С какого года разра­ батывается Добыча зо-: лота (в кг)\ Число приисков Бодайбинская 1865 269.207 97 Нигринская 1863 134.849 68 Хомолхинская 1846 27,160 13 Малопатомская 1853 (2.057 46 Кевактинская 1854 9.501 39 Нижне-Жуинская 1853 8.600 36 И т о г о - 461.374 299 Во всем же районе на 1910 работало 392 при­ иска и добыто всего золота 476.313 кг. V. Снабжение и пути сообщения. Вопросы снабжения для Л.-В. з. р. являются весьма труд­ ными и требующими большого внимания, вслед­ ствие удаленности района от Сиб. ж.-д. маги­ страли и необходимости переброски всех грузов в течение короткого навигационного периода (4— 5 месяцев). Обычный путь от Иркутска на Бодайбо идет гужем до ленских пристаней Ка­ чуга (235 км) или Жигалова (375 км), при чем до Качуга существует и автомобильное сообще­ ние; затем по Лене и Витиму — пароходом. Зи­ мой тот же путь на санях по льду этих рек. Осенью и весной, почти по два месяца сообще­ ние невозможно — ни на пароходе, ни на са­ нях. Завозить иркутские грузы до Жигалова, вместо Качуга, заставляет мелководье верховь­ ев Лены. Даже до Жигалова не всегда можно- пользоваться пароходом, и значит, часть грузов сплавляется в спец. малых судах (карбазах и паузках), идущих самосплавом до Усть-Кута (693 км до Иркутска) или даже до самого Ви­ тима. Многократные перегрузки еще более удорожают доставку. Полное отсутствие на ме­ Г о д ы Добыча в кг 1913/14 852 1914/15 786 1915/16 786 1922/23 28 1923 24 141 1924/25 104 1925/26 229

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2