Сибирская советская энциклопедия_Том3

на Лене (267 км). Ангаро-Ленский тракт возник первоначально, как Илимский волок, при про­ движении рус. колонизаторов из Енисейска на Лену (1631). Затем волок этот был превращен во вьючную тропу и в этом виде просущество­ вал до начала XVIII в., после чего путь этот транзитное знач. для летнего времени утратил и имел весьма ограниченное знач. лишь как зимняя дорога. Развитие Иркутска, как адм. и торг. ц., вызвало необходимость найти выход к Лене по кратчайшему для Иркутска пути. Следствием этого явился Якутский тракт. На­ чало б. или м. широкого использования этого пути относится к первым десятилетиям XVIII в., но устройство его, как тракта, было очевидно проведено в последнем десятилетии XVIII века. Развитие во второй половине прошлого сто­ летия золотопром-сти в Леиском бассейне и усиление в связи с этим грузооборота на р. Ле­ ну вызвали устройство еще одной дороги на Лену — Малышевского тракта (1878), имевшего по грузообороту до начала империалистической войны немаловажное значение. Якутский тракт, как технически лучше устроенный (гравийная дорога), имеет наиб, транзитный грузооборот, определяющийся для 1931 в 70— 80 тыс. т. Перевозки грузов совершаются как гужем, так и автотранспортом, знач. к-рого с каждым го­ дом усиливается. Малышевский тракт, из-за от­ сутствия должного ремонта, вызванного исклю­ чением из списка дорог гос. знач., превратился в зимник, непроезжий для летнего времени (с 1930 тракт вновь включен в список дорог рес­ публиканского значения). Грузооборот его со­ ставляет 20—25 тыс. т. Ангаро-Ленский тракт, начатый постройкой в 1919, в связи с гражд войной, не был достроен. Вновь начатое с 1925/26 строительство также еще не закончено, и тракт используется только, как зимник. Тран­ зитный грузооборот — 5— 8 тыс. т. Развиваю­ щийся грузопоток в Ленский бассейн по Л. т. (увеличение ежегодно на 30—40%) требует при­ ведения всех трех трактов в состояние, обеспе­ чивающее автодвижение. Якутский тракт в 1931 находился в процессе переустройства. Малы­ шевский и Ангаро-Ленский тракты намечены к устройству в 1932. Л и т.: Труды совещания 1906 г. вИркутске о путях сообще­ ния в Сибири, т. II, Иркутск, 1908; Лагутин, А. Н . Мате­ риалы по вопросу о постройке Илимского тракта, Иркутск, 1921; Молодых, И . Ф. Водные пути и гужевые тракты Средне- Сибирского края. Предварительные материалы по райониро­ ванию Средне-Сибирского (Лено- Байкальского) края, в. V, Иркутск, 1925; Чертовских, Е. П . Торговые пути на р. Лену от Сиб. ж.-д. магис 1 рали. Иркутск, 1928. Е. Ч е р т о в с к и х . ЛЕНСКИЙ АРХИПЕЛАГ — группа о-вов, рас­ положенных в м. Лаптевых в устье Лены между 71°45' — 73°58' с. ш. и 122° — 129°43' в. д. от Гринича в пределах Якут. Республики. По ши­ роте Л. а. раскинулся на 130 км, а по долготе на 215 км', площадь до 30 тыс. км2. Часть о-вов находится в самой дельте Лены, разбивая ее на отдельные протоки (из них наиболее крупные: зап.—Оленекская, ср.—Тумотские Большая и Ма­ лая и вост. — Трофимовская и Быковская), др. вытянуты вдоль побережья дельты в сравнит, небольшом расстоянии (5— 15 км) от берега, от­ деляясь мелкими протоками. О-вов в Л. а. очень много, и лишь немногие из них б. или м. из­ вестны. Все о-ва почти однотипны. Поверх­ ность их ровная, возвышенности встречаются или в виде куполообразных, часто конических холмов (бульгуньяхи) выс. 6— 12 м, реже дости­ гая 18—21 м над ур. м., или в виде сравнитель­ но пологих возвышенностей. По площади о-ва в большинстве незначит., за исключением о-ва Хангалахский хребет; форма и размеры их не остаются постоянными, т. к. сильный размыв мо­ ря и рек разрушает некоторые из них, намы­ вая в то же время другие. О-ва состоят из пес­ чано-глинистых и, гл. обр., торфяных образо­ ваний, местами лежащих на фундаменте из ка­ менного льда. Климат суровый, большая влаж­ ность, летом и весной дожди, зимой и осенью сильные пурги. Почвенный покров состоит или из песка, или из болотистой тундры, покры­ той кочками с жесткой травой и с многочис­ ленными рыбными озерками различной глуби­ ны. Раст-ь скудная, — кустарник, на юж. о-вах достигает выс. не более 0,6 м, а на сев. — встре­ чается лишь в ползучем виде. Травяной покров довольно пестр с преобладанием мхов и ли­ шаев. Немногочисленное население, состоящее из якутов и тунгусов, ведет, преим., полукоче­ вой и полубродячий образ жизни и сосредото­ чено, гл. обр., в устьях гл. проток, разделяю­ щих дельту на отдельные участки. Занимаются они рыболовством, охотой на диких оленей, песцов, гусей и уток. Обилие плавника дает воз­ можность строить жилье, станы и поварни, ку­ да на лето, для рыбной ловли, с’езжаются яку­ ты. Море у Л. а. отмелое; много банок и ям. Приливы и отливы чрезвычайно малы. Зап. Оле­ некская протока имеет в устье возвышенные о-ва Басхар-Гастах и Эбя-Басха (Эбя-Бага); между Оленекской и Малой Тумотской прото­ ками лежит крупнейший из о-вов Л. а., назы­ ваемый «Хангалахский хребет» (или Крестовый о-в), выс. его не превышает 18—21 м над ур. моря. К С. от него расположены о-ва Эркогор, вытянутые в с.-в.-в. направлении, дл. 24 км, на расстоянии до береговых мысов 5—8 км. О-в Дунай такой же дл., продолговатый и вытяну­ тый в с.-в.-в. направлении с холмистой поверх­ ностью, выс. в 3—5 м, а у сев. мыса до 12 м, песчаный, местами покрыт кочками и травой. К Ю. от него лежит группа небольших о-вов, б. ч. низменных: Дунай-Белькой, или Столб, 12 м выс. и, повидимому, являющийся остатком прежнего бол<“.е крупного о-ва, ныне уже почти разрушенного морем; о-в Егорша-Белькой мно­ го меньше по размеоам, но одинаковый по выс.; о-ва Куба, Герасим-Белькой и несколько меньших находятся, в ср., в 15 км на С.-З. от мыса Докторский, западнее выходного мыса Ту­ мотской протоки. Из них о-в Куба — довольно значит., около 15 км дл., продолговатый и ме­ няющий свою форму под действием размыва. В устье Тумотской протоки расположены о-ва Бир- Балаган-Ары (Маячный), Хардыр-Гастах (Бур­ ков), Сагастырь, на юж. берегу к-рого находят­ ся полуразвалившиеся строения метеорологиче­ ской станции Р. Г. Об-ва, работавшей в 1882— 84, наконец, между Большой и Малой Тумот­ ской протоками расположены о-ва Хаюктаг и Хась-хата. Трофимовскую протоку с С. ограни­ чивает ряд песчаных о-вов: пески Верхне-Кон- стантиновский, Николаевский, Дальний и Ба- рон-Толльский. Между Трофимовской и Быков­ ской протоками расположен большой о-в Со- бо-Сыся, с возвышенностями в виде невысоких хребтов, и о-в Саардах-хая (Саардах-ары), рез­ ко выделяющийся своею выс. среди соседних низменных островов. В устье Быковской прото­ ки, в сев. части залива Неелова (Западная губа), к 3. от п-ова Быковского расположен ряд о-вов, из них наиб, о-в Большой, выс. 8— 10 м, Средний, Черный (Хара-ары) ровный, выс. до 6 м, о-в Дашка, обрывистый и разрушающийся под дей­ ствием вод, и многочисленные, неимеющие наз­ вания, мелкие острова. В самом устье Лены на­ ходятся о-ва: Тас-ары, Тит-ары, Табастах и да­ лее в начале Оленекской протоки о-в Буерхая, на к-ром у т. наз. Американской горы была временная могила де-Лонга (см.), ю. Краснов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2