Сибирская советская энциклопедия_Том3

с выходом на Лену в Усть-Куте и 2) восточ­ ные, намечавшие отход от ст. Тыреть-Иркутск с выходом к р. Лене или с ее пересечением в Жигалово и выше. Золотопромышленник Фри­ зер, защищая вариант Иркутск — Жигалово. проектировал дальнейшее продолжение дороги через Усть-Кут по долинам pp. Чоны и Вилюя на Вилюйск, затем Якутск и далее по pp. Учу- ру и Зее в Благовещенск, — всего 3.350 км. Пер­ вая группа проектов преследовала цели крат­ чайшего соединения Сиб. ж.-д. магистрали с безусловно судоходной частью Лены, с тем что­ бы комбинированными ж.-д.-водными путями наиб, полно разрешить проблему снабжения ог­ ромной территории Ленского бассейна в 2.400 7 ыс. км2. Вторая группа защищала отход от Иркутска в целях сохранения и развития тор­ говли Иркутска. Нецелесообразность вост. ва­ риантов была настолько очевидна, что даже царское правительство, вопреки домогатель­ ствам иркутского купечества, утвердило по­ стройку Л. ж. д. по варианту Тулун—Усть-Кут. Строительство не было осуществлено вслед­ ствие начавшейся мировой войны. В порев. время в нар. хоз-ве Приленского края произошло крупное изменение, выразив­ шееся в перемещении центра Ленской золото- пром-сти с Витима на верховья Алдана, в свя­ зи с чем возникла идея соединения Алданской золотопром-с-ги грунтовой дорогой с Уссурий­ ской ж. дорогой. По настоянию Якут. АССР это направление было продолжено до Якутска, однако изолированности Ленского бассейна не разрешило. В современной постановке перед Л. ж. д. ставится задача индустриализации Ленского бассейна (в т. ч. Якут. Р.), на основе исполь­ зования полезных ископаемых. В соответствии с этим, иначе ставится вопрос о направлениях Л. ж. дороги. Восточные иркутские варианты совсем отпадают, но зато выдвигается новое юж. направление, идущее параллельно Амуро- Якутской безрельсовой магистрали (Лена—Уссу­ рийская ж. дорога). Одновременно зап. направ­ ление выдвигается не только как под’ездной путь к безусловно судоходной части Лены, но как сплошная ж.-д. магистраль, прорезающая Лен­ ский бассейн с Ю.-З. на С.-В., с выходом на Охотское побережье (т. наз. Северная Тихо­ океанская ж. дорога). В основе первого на­ правления лежит желание получить кратчай­ шее ж.-д. соединение центра Якутии с общей сетью ж. д. Союза. В основе второго — инду­ стриальное развитие Ленского бассейна (в т. ч. Якутии) через кратчайшее соединение с инду­ стриальными районами Союза, лежащими на 3. от Лены. Осуществление головного участка зап. варианта от Сиб. ж. д. к Лене вовлечет в эксплоатацию ценные Ангарские и Ленские лес­ ные массивы, разрешит в будущем связь пром­ комбината Ангаростроя, вовлечет в эксплоата­ цию полез, иск. Лены (медь, полиметаллы и т. д.), создаст условия для бурного развития золотопром-сти, разрешив проблему снабжения. Продолжение магистрали на В. прорежет pp. Витим, Олекму, Алдан, Амгу, Учур и Маю и при использовании огромной сети водных пу­ тей вовлечет в сферу влияния всю террито­ рию Ленского бассейна и вызовет интенсивное хоз. развитие. Проведение магистрали к Охот­ скому м. даст огромное приближение крайнего С.-В. (Камчатки, Чукотии, Колымы), опираю­ щегося сейчас в своих экон. связях на порт Владивосток. Направление Сев. Тихоокеанской ж. д. намечается от Томской ж. д. в районе между ст. Канск — Тайшет с выходом на Лену в районе Киренска, пересечением Витима в районе устья Мамы, пересечением Олекмы ни­ же Енюка, выходом на Алдан ок. Томмота, пе­ ресечением Алдана у Учура, выходом на Маю у устья Аима, выходом на Охотское побережье в бухту Эйкан. В настоящее время НКПС про­ водятся технико-экономические изыскания по западному и южному вариантам Ленской же­ лезной дороги, которые должны будут окон­ чательно решить направление Ленской желез­ ной дороги, намечаемой к постройке в конце первой и начале второй пятилетки. Л и т.: Половников, В. П. Рекогносцировочные изыска- ния ж.-д. пути Иркутск—Бодайбо, СПб., 1910; Богданов­ ский, А. Е. Ленская дорога и ее экономическое значение, СПб., 1911; Записка об экономическом положении района Иркутск—Жигалово, Иркутск, 1912; Михайловский, Э. Н . Пояснительная записка к изысканиям ж.-д линии Иркутск— Бодайбо, 1У14; Червинский, И . П. Район ж. д. Иркутск (Тулун)—Бодайбо в экономическом отношении, 1915; Миротворцев> К. Н . , Молодых, И . Ф ., Хлудов, II . А., Чер­ товских, Ь. П. Транспортная проблема Восточной Сибири, „Сев. Азия", 1930, 5—6. И. М о л о д ы х . «ЛЕНСКАЯ ПРАВДА» — крестьянская газ., орган Киренского Окр. Исп. К-тета, Окр. К-тета ВКП(б) и профбюро. Выходит в Киренске с 1921 три раза в неделю. Тираж (в 1929) — 1.700 экземпляров. ЛЕНСКАЯ СПЛАВНАЯ ЯРМАРКА, или, ча­ сто, т. наз. ленский торговый сплав, обслужи­ вала прибрежные районы сев. части б. Иркут­ ской губ. (Киренский и Бодайбинский районы) и Якут. Республику. Л. с. я. отличалась от обычных ярмарок, прежде всего, тем, что торг производился со сплавных судов (паузков и карбазов) в определенных пунктах остановок (Орлингская, Осмолой, Усть-Кут, Подымахово, Марково, Макарово, Киренск, Чечурское, Ичер- ское, Витим, Мухтуя, Нюйское, Мача, Бирюк, Нерюктейское, Кылаха, Олекминск, Чечурки, Журлинское, Саныяхтат,, Иситское, Оймурин- Ское, Синское, Тит-Аринское, Тоен-Аринское, Бестяхское, Покровское, Россолада, Якутск). Л. с. я. была крупным экономическим фактором в условиях слабой торговой сети Приленского края, отсутствия удобных путей сообщения, связующих Якутию и весь Север с пром. и снабженческими районами, отдаленность и са­ мой Якутии от пр. культурных и экономиче­ ских цц. (от Якутска до ж.-д. магистрали ок. 3.000 км) и т. д. Бездорожье Приленского края особ, чувствовалось весной, в распутицу, когда доставка'товаров становится невозможной. С дру­ гой стороны, доставка товаров зимой обходи­ лась чрезвычайно дорого. Л. с. я. в этом отно­ шении в течение почти ста лет была крупным коррективом в своеобразные условия прилен- ской экономики. Наиб, выгодной транспорти­ ровкой товаров и грузов был первый весенний сплав в период наибольшего разлива реки, ко­ гда перекаты не представляли трудности. Возникновение Л. с. я. относится к началу XIX века. Обороты ярмарки достигали 15 млн. рублей. Это был «золотой век» торг. капитала с тысячепроцентными прибылями. С начала 900-х гг. знач. Л. с. я. начинает падать. Ярма­ рочные обороты едва достигают 3 млн. руб­ лей. Снижение роли ярмарки обусловливалось теми переменами, какие произошли в эконо­ мике Приленского края; упадок мелкой золото­ пром-сти, открытие Лензолотом сети своих ма­ газинов и организация последним заготовок то­ варов непосредственно на центр, рынках, с др. стороны — крупные фирмы переходят на ста ционарные формы торговли, расширяя постоян­ ную торг. сеть в крупных приленских пунктах. За годы войны и рев. Л. с. я. замирает. В но­ вую фазу своего развития ярмарка вступает уже в сов. период, когда знач. и характер ее

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2