Сибирская советская энциклопедия_Том3

для добычи сульфата. Ср. год. добыча соли ок. 85 т. Наивысшая 250 т. Возможная год. произ­ водительность 500 т сульфата и 250 т соли. До 1906 сульфат добывался как побочный продукт. Добыча за последние годы: 1923/24 201 т соли и 133 г сульфата; 1924/25 267 т соли. С апреля 1925 на консервации. См. также Соли. «ЛЕНИНСКИЙ ПУТЬ» — газета, орган Ачин­ ского райкома ВКП{6) и райисполкома. Основан в 1928. До 1930 года издавался под названием «Ачинский Крестьянин» (см.) Выходит два раза в пятидневку. Тираж (в 1931) 3.250 экземпляров. ЛЕНИНСКИЙ РУДНИК (б. К о л ьч у г ни ­ ений)— расположен в центр, части Кузбасса в 3,5 км от ст. Кольчугино (ж.-д. ветки того же названия), в районе Ленинска Кузнецкого ок­ руга. Ленинское м-ние относится к типу спо­ койных залеганий Кузбасса и представляет со ­ бою широкую антиклинальную складку с по­ лого падающими крыльями (6— 12°), при чем разработки Л. р. находятся на юж. крыле анти­ клинали. М-ние приурочивается к ср. горизон­ там Подкемеровской свиты и слагается из след, пластов угля в нисходящем порядке: Снятков- ского (мощностью ок. 1,7 м), Семейного (1,5 м), Серебренниковского (1,8 м), Майеровского (1,4 м), Брусницынского (1,2 м), Болдыревского (1,7 м), Полевского (1,3 м), Максимовского (1,0 м) и Клевакинского (1,5 м). Особо стоит пласт Жу- ринский (3,5— 5,0 м), нормальное положение к-рого в свите еще не установлено — этот пласт залегает почти горизонтально, но неспокойно. В настоящее время (1930) Л. р., входящий в сист. треста «Сибуголь», составляет три эксплоа- тационные шахты, разрабатывающие след, пла­ сты: Капитальная шахта — пласт Серебренни- ковский, Майеровский и Болдыревский, шахта им. Карла Маркса — пласт Болдыревский и Ле­ нинская шахта — пласт Журинский. По качеству угли Л. р. относятся к типу га­ зовых с высоким содержанием летучих веществ <ок. 40%) и незначит. содержанием золы (3,5— 5%) и серы (0,6— 0,7%). В примеси с более то­ щими углями Прокопьевскими и Кемеровскими Ленинские угли дают хороший металлургиче­ ский кокс, а высокое содержание летучих ве­ ществ в Ленинских углях выдвинуло уже на очередь к практическому разрешению проблему получения из них перегонкой, при невысоких температурах, дешевых веществ, аналогичных нефтепродуктам. Всеми тремя шахтами в 1930 добыто 881 ты­ сяч тонн угля, при чем свыше 70% из этого количества добыто через шахту Капитальную (Емельяновскую), представляющую наиб, инте­ рес не только среди шахт этого района, но и всего Кузбасса. Шахта эта (глуб. 125 м) при на­ личии весьма благоприятных естественных усло­ вий для применения врубовых машин (пологое падение, хорошая кровля и пр.)—в значит, мер», механизирована и является, в этом отношении, передовой во всем Кузбассе; широким приме­ нением, гл. обр., тяжелых врубовых машин и конвейеризацией доставки по забоям и отка­ точным штрекам—66% всей добычи этой шахты механизировано как по зарубке, так и по до­ ставке. Механизированная добыча шахты Ка­ питальной составляет 45% от всей механизиро­ ванной добычи по тресту «Сибуголь». Дл. лавы нередко превышает 100 м, что при месячном подвигании забоев свыше 30 м дает чрезвычай­ но высокую производительность врубовой ма­ шины—до 3.500 м3 подрубки в месяц. Доставка угля по коренным откаточным выработкам про­ изводится 3 работающими аккумуляторными электровозами. Недостаток электроэнергии за­ держивает еще более успешное развитие меха­ низации на этой шахте, но с пуском вновь уста­ новленного турбогенератора в 2.000 kw (к имею­ щемуся в 500 kw)—недостатка электроэнергии для механизации не будет. Узким местом шах­ ты является также под’ем, производящийся па­ ровой машиной в 450 лошадиных сил в двух­ этажных клетях, загруженных в один этаж на два вагона; в настоящее время под’ем переобо­ рудуется для работы в два этажа. Шахта Капитальная переживает реконструк­ тивный период. Для спуска рабочих, леса и вентиляции работ Капитальной шахты служит Вентиляционная шахта, глуб. 93 м, с установ­ ленным на ней вентилятором в 3.000 м® в ми­ нуту. Пласты Болдыревский и Майеровский в районе работ шахты Капитальной отнесены, по содержанию рудничного газа, к 1-й категории. Из остальных двух шахт — Ленинская, глуб. 55 м, оборудована скиповым под’емом с емко­ стью скипа в 2 рудничных вагончика (1,2 г), а шахта им. К. Маркса, дающая около 8% всей добычи по руднику, находится в довыработке. Число рабочих по эксплоатации по всему Л. р. составляет в 1930 около 3.800 чел., производи­ тельность рабочего в месяц—19 т. Все три шах­ ты Л. р. соединены с гл. магистралью под'езд- ными ж.-д. путями след, дл.: Капитальная 3,7 км, Ленинская 1,57 км и К. Маркса 1,23 км. Благо­ даря, гл. обр., широкой механизации работ — себестоимость добычи угля по Л. р. ниже всех остальных рудников Кузбасса, примерно, на 4%. Л. р., составлявший в 1928/29— 24% от об­ щей добычи Кузбасса, должен в разрезе гене­ рального плана развития пром-сти к концу пя­ тилетия свою добычу почти утроить, для чего необходимо будет пройти в течение оставше­ гося времени ряд новых шахт. См. Кузнецкий бассейн и Каменноугольная промышленность. «ЛЕНИНСКИЙ ШАХТЕР» — газ., орган Ле- нинск-Кузнецкого горкома ВКП(б), горсовета и горпрофсовета. Осн. в 1930. С 1 июня 1931 выходит ежедневно и выпускает на Емельянов- ской шахте печ. газ. «Емельяновец». Тираж (в 1931) 4.550 экземпляров. ЛЕНОК (Brachymystax lenok Pall.), рыба — сем. лососевых (см.), встречающаяся только в водах Сиб. от бассейна р. Оби до рек, впадаю­ щих в Татарский пролив и в Сев.-Японское мо­ ре. Л. имеет удлиненное, ярко окрашенное, валь­ кообразное тело, покрытое мелкой чешуей. Не­ рестует весной. Количество выметываемых ик­ ринок 4.700— 7.500 штук. Л. обитает, гл. обр., н небольших реках. Дл. Л. до 58 см и вес до 5,5 кг. Пром. знач. Л. невелико. Потребляется он, преим., на местах промысла и в свежем ви­ де. По вкусовым достоинствам Л. расценивается высоко. Из кожи Л. народности Севера выде­ лывают домашнюю утварь, непромокаемые меш­ ки, а иногда и одежду. ЛЕНСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА. — Развитие во второй половине прошлого столетия золо- топром-сти в Ленском бассейне поставило во­ прос о рельсовом соединении р. Лены с Сиб. ж.-д. магистралью, т. к. гужевые пути от маги­ страли к Лене, вследствие незмачит. пропуск­ ной способности и дороговизны перевозок, а также невозможности производительного ис­ пользования парового флота Лены (см. Лена), не разрешали проблемы снабжения Ленского бас­ сейна, испытывавшего значительные трудности. Развернувшаяся в дорев. время оживленная дискуссия о Л. ж. д. выдвинула в основном две группы проектов: 1) западные варианты, намечавшие отход Л. ж. д. от Сиб. ж.-д. маги­ страли в районе Тайшет—Тулун Томской ж. д.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2