Сибирская советская энциклопедия_Том3

стро растет с каждым годом. Первое место в современном станционном грузообороте занял каменный уголь (вместе с нефтепродуктами — 35,3%). Второе место принадлежит хлебу (28,0%), третье — лесным и строительным материалам (14,9). В Н. 2 пассажирск. вокзала (Н.-Сибирск 1 на магистрали и II на Алтайской линии); од­ нопутный ж.-д. мост через Обь. В 1931 при­ ступлено к постройке нового большого вокзала на ст. Н. I и построен второй ж.-д. мост через Обь (Кузбасской линии). Водный транспорт в районе б. Н.-Николаев­ ска развился также с чрезвычайной быстротой. К концу довоенного времени только Омская пристань превышала по размерам грузооборота Н.-Николаевскую. В 1913 общий грузооборот исчислялся в 339 тыс. т (в т. ч. отправление 108,7 тыс. г и прибытие 230,7 тыс. г),—из обще­ го грузооборота 270 тыс. т прошло на судах и S9 тыс. т на плотах.' Восстановительный про­ цесс протекал с большой замедленностью по сравнению с жел. дорогой. Темпы восстанови­ тельного процесса в области водных перевозок Н. района—1924— 116,5 тыс. г, 1928—354,1 тыс. г. Из общего грузооборота 1929—‘368 тыс. т— 252 тыс. г прошло на судах и 116 тыс. т—на пло­ тах. В довоенном водном грузообороте Н.-Ни- колаевска первое место принадлежало хлебным грузам; второе—лесоматериалам и дровам. За последнее время в составе водного грузообо­ рота Н. произошли крупные изменения. По­ стройка Алтайской ж. д. оттянула с реки хлеб­ ные грузы Алтая, и теперь первое место в сум­ марном грузообороте (суда плюс сплав) заня­ ли лесоматериалы (47,3) и дрова (25,6%). Наря­ ду с грузооборотом растут и перевозки пасса­ жиров. В 1928/29 через ст. Н. прошло 603 тыс. пассажиров, не считая транзитных. Через при­ стань в 1929 прошло пассажиров дальнего сле­ дования 75 тыс. чел. и пригородного сообщения 183 тысячи человек. Гужевые тракты, ранее пересекавшие район H.-Николаевска, с проведением ж. д. постепенно потеряли свое значение. Так, проведение Алтай­ ской ж. д. положило конец когда-то бойкому тракту Н.-Николаев£к— Барнаул, и от него остался только .головной участок Н.-Сиб.—Бердск, протяжением 35 км, с грузооборо­ том до 10 тыс. т в год. Пр. дей­ ствующие поныне тракты—Новоси­ бирск — Камень, Новосибирск — Шегарка, Новосибирск —• Кузбасс. Самый молодой вид транспорта Н.—воздушное сообщение: в 1930 установлено регулярное воздушное сообщение—Москва— Н.-Сиб.—Иркутск (почтовое и пассажирское). В том же году установлена воздушная линия Новосибирск — Кузбасс. П р о м ы ш л е н н о с т ь . Пром. предприятия в довоенном Н.-Николаевске были слабо разви­ ты. В 1913 в Н.-Николаевске считалось 21 пром. предприятие цензового типа с 1,1 тыс. рабочи­ ми и с общей стоимостью продукции в 8,3 млн. рублей. Три четверти стоимости всей пром. продукции и треть общего количества рабочих падали на мукомольную пром-сть, работавшую на вывоз. Остальные виды пром-сти были пред­ ставлены небольшими предприятиями местного значения (2 винокуренно-водочных завода, 2 пи­ воваренных, 1 кожевенный, 3 кирпичных, 3 ле­ сопильных, 2 металлообрабатывающих и 2 по­ лиграфических предприятия). Годы империали­ стической войны заметного влияния на росг лром-сти Н.-Николаевска не оказали?. За этот отрезок времени возникли: 2 новых кожевен­ ных завода, мыловаренный завод «Закупсбыт»- и мясохладобойня военного ведомства. После национализации в 1920 некоторые предприятия были консервированы или совсем ликвидирова­ ны, как пришедшие в полную ветхость или эко­ номически нерентабельные. За период 1920—27 в Н. организовалось 2 новых пром. предприя­ тия—маслобойный завод и чулочно-пошивочная фабрика «Автомат» (оба в 1922), а главное, бы­ ли вложены крупные средства в реконструкцию и расширение старых предприятий, вследствие чего некоторые из них превратились в совершен­ но новые, мало чем связанные, кроме места и имени, со своими предшественниками. В 1928—;- 31 построены—хлебозавод ЦРК, швейная фаб­ рика, раскройно-посадочная фабрика, хромовый завод, начаты постройкой—льночесальная фаб­ рика, завод сложных с.-х. машин (Сибком- байнсельмаш), завод горного обо»* дования. В одно из крупнейших краевых пром. предприя­ тий превратился мыловаренный завод, значит, развитие получили мастерские Сибдеткомиссии, фабрика спортивного об-ва «Динамо» и др. На 1 января 1932 на территории Н. работает 77 цензовых пром. предприятий с 12,5 тыс. ра­ бочих и валовой продукцией (1931) в 106 млн. рублей. По уд. в. на первом месте — пищевку­ совая пром-сть (14 предприятий с 2,5 тыс. р а ­ бочих—35,2 млн. руб. продукции), затем: ко­ жевенно-обувная (1,7 тыс. рабочих, 19,9 млн. руб. продукции), швейно-трикотажная (1,4 тыс. рабочих, 17,3 млн. руб. продукции), жировая (0,5 тыс. рабочих, 14,2 млн. руб. продукции). Крупное развитие, в связи с ростом строитель­ ства в городе, получила за последние годы про­ мышленность стройматериалов. Т о р г о в л я . Довоенный Н.-Николаевск был в основном городом торговли. В 1913 в лем имелось 1.268 постоянных торг. заведений. В городе существовал ряд крупных частных фирм, гл. образом, по экспорту масла и продаже сель­ скохозяйственных машин. Торгово-розничный оборот современного Но- во-Сибирска за последние 4 года: Торг. сеть (1931) состоит из 394 единиц, в т. ч. сеть закрытого распределения из 124 еди­ ниц (магазинов и ларьков), частная торговля исключительно ларькового типа. З д р а в о о х р а н е н и е . 1931 — 5 городских больниц, больница Ин-та медкадров и РОКК, поликлиника и 3 районных амбулатории, 3 дис­ пансера (венерологический, туберкулезный и наркологический), скорая и раз’ездная помощь, малярийная ст., дома матери и ребенка, 28 дет. яслей, 9 дет. консультаций, детская профилак­ тическая амбулатория, детский санаторий; бак­ териологический ин-т, пастеровское отд., дезо- станция; кабинет судебной экспертизы. П р о ­ с в е щ е н и е и н а у к а (1931). Постоянный, гос. театр (опера, драма), театр юных зри­ телей (ТЮЗ), краевой показательный гос. цирк; клубы: им. Сталина, им. Дзержинского (Ди­ намо), Транспортник, Интернациональный; би­ блиотеки: центральная, детская, 7 районных, краевая научная. Дошкольные учреждения; 2, дет, дома, детская труд, колония, дет. прием- Г о д ы В с е г о В т о м ч и с л е госторговля коопторговля частная тор­ говля 1927/28 1928/29 1929/30 1931 41.7 млн. 50.7 „ 57,4 „ 102,1 , 14.7 млн.-35п/0 18.7 я 37 „ 24,9 „ 43 „ 40.8 „ 40, 19.1 млн. 46,0°/г 24.2 „ 47.0 „ 29.0 „ 50,5 „ 59.3 ■„ 58,0* 7,9 млн. 19,0% 7,8 „ 15,5„ 3,5 „ 6,2, 2,0 „ 2,0„

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2