Сибирская советская энциклопедия_Том3

■рев. движении Сибири. В начале 1918 Н.-Н. стал •одной из баз белогвардейских подпольных ор­ ганизаций, находивших здесь поддержку сре­ ди буржуазии, мещанства и кооперативных цен­ тров. Чехо-белогвардейский переворот 1918 (в ночь на 26 мая) сопровождался рядом рас­ стрелов парт, и сов. работников (Горбань, Пе­ тухов, Д. Ковальчук, Шпурыгин, Серебрянников и ми. др.). 14 декабря 1919 Ново-Николаевск был занят Красной армией. В 1921 город становится адм. ц. новообразо­ ванной Н.-Николаевской губ.; в этом же году сюда из Омска переезжает Сибревком и, т. о., молодой город превращается в краевой ц. сов. ■Сибири. В 1925 I краевой с’езд Советов выно­ сит постановление о переименовании города в Новосибирск. По переписи 1926 Н. оказался на -21-мместе среди крупнейших (с (населением свы­ ше 100 тыс. чел.) городов Союза, а среди сиб. городов—на втором месте (на 1-м Омск, счи­ тая с пригородами). По интенсивности роста населения в Зап. Сиб. Н. уступал лишь неко­ торым рабочим пос. Кузбасса, а среди круп­ ных городов Союза занял одно из первых мест. ‘Рост населения за 1920— 29: 1921— 69,5 тыс., 1923—76,4 тыс., 1926—120,1 тыс., 1929—146 тыс. а старой гор. черте и 158,7 тыс., с учетом при­ соединяемых селений прав, и лев. берега; на 1 января 1932—236 тысяч жителей. Т е р р и т о р и я и жилищный фо нд . От довоенного времени (после выкупа в 1907 земель, арендовавшихся у царского «Кабине­ та»), Н. получил зем. фонд ок. 8 тыс. га; после ряда частичных прирезок на 1 октября 1929 Н. имел 11.768 га зем. площади (исключит, tea прав. бер. Оби). Постановлением ВЦИК от 20 октября 1930 зем. площадь Н. увеличена до 35.172 га, в т. ч. на прав. бер. Оби 20.934 га и на лев. 14.237 га. В старом гор. (на прав, бер.) селитебная площадь исчисляется в 3.055 га. Пе­ реписью 1926 в Н. зарегистрировано 730 сели­ тебных кварталов с 14.153 владениями и 17.280 жилых строений с жилой площадью—477 тыс. м2 (на 1 жит. 4,06 м2). По переписи 1929 жилая площадь поднялась до 599 тыс. м2 и ср. душевое обеспечение до 4,15 м2. По переписи 1932 (фе­ враль) жилая площадь достигла 750 тыс. м2. С т р о и т е л ь с т в о . Среди сиб. городов Н. отличается наиб, интенсивностью нового строи­ тельства. Между двумя переписями 1923 и 1926 (4 строительных сезона) в< Н. построено! 6.760 зданий, с площадью 141,1 тыс. м2, что составляет Уз всего строительства по Сиб. краю. Строи­ тельство последующих 3 лет (1927/28—1929/30)— 4.679 строений. Жилищно-строительная коопе­ рация в Н. возникла в 1924, образование пер­ вого жилищно-арендного т-ва относится к 1925. В 1930 в жилищно-строительной кооперации со ­ стояло 3.800 и в жил.-арендной 1.600 пайщиков. К о м м у н а л ь н о е х о з я й с т в о и б ла ­ г о у с т р о й с т в о . На 1 января 1931 Н. имел 9 площадей, 187 улиц и 9 проездов (общим протяжением в 267,6 км). Под улицами и проезда­ ми занято 772 га, под площадями 90,6 га. За­ мощено (1931) 38,2 га (14% всей площади улиц, проездов и площадей). Необходимость связать части гор., расчлененные оврагами и речками, вызвала постройку внутригородских мостов. На 1 января 1930 Н. имеет два железобетонных моста через рч. Каменку, 20 деревянных мостов, строится большая (90 м) бетонная труба через рч. Ельцовку, по Красному проспекту. Особ, остро ощущается в Н. отсутствие гор. моста че­ рез р. Обь (проектируется постройкой в 1933). Несмотря на то, что Н. возник на месте сосно- -вого бора, он беден внутри гор. зелеными на­ саждениями. Остатками прежнего бора в сели­ тебной части гор. являются 4 сада. Большую ценность представляют Ельцовский и Инюшин- ский сосновые леса, расположенные по грани селитебной территории. Из состава Ельцовско- го бора часть выделена под гор. парк. Пожар­ ная охрана представлена 4 пожарными частями, с 206 чел. обслуживающего персонала, 19 по­ жарными автомобилями и 17 конными ходами. Кроме гор. пожарной охраны, на предприя­ тиях имеются добровольные пожарные дружи­ ны. Первая электростанция была построена в 1912/13 (мощностью 232 k w ) . В 1914 электро­ станция имела 540 абонентов, в 1917—932. В 1925/26 построена электростанция им. Всерос­ сийского старосты М. И. Калинина, первона­ чально оборудованная на 1 тыс. kw . Она имеет свою ж.-д. ветку, генераторы трехфазного тока с установленной мощностью в 5,5 тыс. k w , сеть в 237,8 км, присоединенных владений на 1 ян­ варя 1931—9.000. К 1 мая 1932 устанавливается новый аггрегат на 6.000 k w . Работа электро­ станции за 1929 — 30: выработано электро­ энергии 13.979 тыс. kwIчас., полезно отпущено электроэнергии—11.115,8 тыс. k w / ч ас., т.-е. на одного жителя—26,49 k w / ч ас. Перспективы пром. развития Н. и задачи перехода на теплофика­ цию города выдвинули идею организации в нем крупной районной электроцентрали, к построй­ ке к-рой приступлено на лев. бер. Оби; мощ­ ность—100 тыс. k w . Колоссальный рост пром- сти и предстоящая электрификация ж. д. вы­ двигают необходимость постройки еще одной Грэе. Постройка водопровода началась в 1926/27; в частичную эксплоатацию (без фильтра) водо­ провод вступил в ноябре 1928 и в полную с июня 1929. Забор воды происходит из р. Оби в 4 км выше ж.-д. моста, ок. устья р. Ини, где и расположены основные водоприемные и очи­ стительные сооружения. Водонапорная башня поставлена на самой выс. точке города (174 м) в Октябрьском районе. Водопроводная сеть на 1 января 1932 — 66 км. В 1932 приступлено к строительству большого водопровода — мощ­ ностью 75.000 м3 в сутки. На 1 января 1932 общее протяжение канали­ зационной сети доведено до 20 км, очистных станций—3. Н. имеет 3 коммунальных бани; кро­ ме того, бани военного вед-ва, горздрава, не­ которых пром. предприятий и жел. дороги (14 бань). В 1932 приступлено к строительству еще 6 бань. Механическая прачечная 1. В 1932 строит­ ся еще| /одна механическая прачечная, мощно­ стью 1 т в каждую смену. До 1923 извоз был исключит, формой вну- тригор. транспорта. С этого года начинает ра­ сти автомобильный транспорт. С 1926 вводится автобусное сообщение (в 1931 4 линии общим протяжением 17,3 км). В 1933 предположено приступить к постройке трамвая. Для сообще­ ния с лев. бер. Оби есть 2 пароходных, пере­ правы. Для обслуживания приезжих имеются 4 гостиницы (468 номеров) и Дом крестьянина. Т р а н с п о р т . В транспортном отношении положение Н. чрезвычайно благоприятно — на крупнейшей ж.-д. магистрали мирового знач., пересекающей мощную водную артерию с вы­ ходом последней к океану. В Н. стык Сиб. ма­ гистрали 6 Алтайск. ж. д. и через последнюю с Турксибом, связь с Кузбассом через вновь по­ строенную (1932) линию на Ленинск; через Н. проходит линия трансазиатского воздушного со­ общения. Основное знач. для Н. имеет жел. дорога. Если в 1913 общий грузооборот ст. со­ ставил 567,4 тыс. т, то уже в 1927/28 довоенная норма была превзойдена (582,7 тыс. т) и бы­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2