Сибирская советская энциклопедия_Том3
В гидробиологическом отношении Л. начала изучаться только с 1926, когда здесь присту пила к исследовательским работам Якут. Экс педиция Акад. Наук. По своему географиче скому положению, гидрологическому и терми ческому режиму Л. очень близка к хорошо изу ченному Енисею. Основные черты Енисея: бы строе течение, мало разработанная долина с небольшим количеством стариц и заливов, низ кая год. t° воды— характерны и для Лены. Эти особенности накладывают своеобразный отпе чаток на Л. и значит, понижают ее продуктив ность. Животный мир, населяющий воду (планк тон), жизнь дна (бентос) и подводные луга (заросли водорослей) развиваются в Л. слабо, а это вызывает ослабление развития и рыбных запасов. Наличие в Л. омуля показывает, что и по кислородному режиму Л. очень близка к Енисею. Рост рыбы на Л. крайне замедлен. Так, муксун ловится здесь в возрасте 11—19 лет, омуль 11—16 лет и нельма до 22 лет. В зоогеографическом отношении Л. является первой с запада рекой, на к-рой сказывается влияние тихоокеанских элементов (кета, нава га). В Л. встречаются 39 рыб, к-рые по сем. и видам распределяются так: миноговые (ми нога речная и ручьевая), осетровые (помесь осетра со стерлядью), лососевые (кета, два вида гольцов, таймень, ленок, нельма, кондов- ка или ряпушка, тугун, омуль, баранатка или пелядь, валек, чир, сиг, муксун, хариус), кар повые (сорога, елец, язь, четыре вида голья нов, пескарь, карась), вьюновые (усатик или голец, щиповка), щуковые (щука), окуневые (окунь, ерш), бычковые (три вида бычков), колюшковые (колюшка малая), камбаловые (камбала), тресковые (налим, навага). В научном отношении наиб, интерес пред ставляет отсутствие чистых форм осетра и стерляди, а также нахождение тихоокеанских форм — кеты и наваги. По мере движения на С. количество отдельных представителей их тиофауны увеличивается, а вместе с тем и возрастает процентное отношение рыб лосо севых. Увеличивается, также по мере движения на С., и возраст вылавливаемой рыбы: круп ная рыба в верховьях Л. составляет довольно редкое исключение, а в низовьях — почти пра вило. Это различие обусловливается интенсив ностью вылавливания: в верховьях рыбу пере лавливают, а в низовьях — не долавливают. Интенсивность же обусловливается многими причинами, из к-рых гл. значение имеют: сла бая заселенность человеком низовьев Л. и ма лая обеспеченность этого населения орудиями лова, относительно высокая заселенность че ловеком верховьев Л. и большая обеспечен ность этого населения орудиями лова. К этой группе отличий присоединяется и неодинако вая рыбная продуктивность верховьев и ни зовьев Л.: в низовьях более высокая, чем в верховьях. Отсюда различно и знач. рыболов ства: в верховьях оно носит характер преим. потребительский, в низовьях — потребитель ско-промышленный. Промысел в низовьях Л. производит не только местное население, но и приезжие рыбаки. Последние приезжают лишь на летний период промысла, но числен ность их в это время большая, чем местных рыбаков. Промысловыми рыбами в низовьях являются: муксун, омуль, кондовка, нельма, чир, сиг, таймень и помесь между осетром и стерлядью. Эти рыбы отличаются высокими питательными и вкусовыми свойствами. Мук сун от общего улова составляет ок. 50. а кондовка — 32%. Орудия лова представлены лишь неводами и сетями, при чем неводная дель изготовляется из лубяных волокон ивы (т. наз. сутужные невода) и из конского во лоса, а сетное полотно — почти исключит, из конского волоса. Вывозимыми рыбными продуктами из ни зовьев служат: соленая рыба, соленые гаупки (брюшко рыбы), юкола (вяленая пресная рыба без костей), рыбий жир. В потреблении на местах, кроме юколы и рыбьего жира, боль шое распростр. имеет «борса» — рыбная мука и «строганина» — свеже-мороженная рыба. Вы воз рыбных продуктов из низовьев Л. за от дельные годы в г составлял: 1906— 1.261, 1910— 573, 1911—819, 1912—982, 1913—819, 1914—901. 1915—901, 1916—819, 1917—736, 1918—573, 1919— 573, 1920—541, 1921—459, 1922—279, 1923—377, 1924—541, 1925—426, 1926—426. Общий улов ры бы в низовьях Л. для 1912 исчислен в 2.970 т, а для 1926—в 2.050 т рыбы-сырца. Большое ко личество вылавливаемой рыбы скармливается ездовым собакам. В 1912 это количество состав ляло 615, а в 1926—330 тонн. Анализ продуктивности низовьев Л. пока зывает, что водоем может дать рыбы значит, большее количество, чем он дает в настоящее время. Увеличения же лова можно достигнуть целым рядом мероприятий, из к-рых гл. яв ляются обеспечение местных ловцов орудиями лова, выход в придельтовую зону моря в лет нее время, усиление подледного лова сетями в придельтовой зоне моря, содействие увели чению количества приезжающих ловцов. В последних можно видеть и заселыциков. Низо вая часть Л. является в пром. отношении наиб, ценной. Население здесь редкое (по данным 1924 на 100 км 30 хоз-в) и состоит из тунгусов, якутов и русских. Летний промысел сосредо точен на т. наз. «песках» — неводных участках низовьев и дельты, а зимний— в придельто вой зоне и по озерам в районе низовьев и дельты. Все неводные участки или «пески» по делены на гос., улусные и наслежные. Улус ные и наслежные «пески» являются надельны ми (угодиями. На гос. песках производит про мысел Якут. Гос. трест «Тусбалык» (трест, об’единяющий соляную и рыбную пром-сть), вступая в договорные условия с приезжими рыбаками, а на улусных и наслежных — ме стное население, у которого тот же трест ску пает рыбу. Частные рыбопромышленники от сутствуют. Берега Л. довольно густо заселены. От Ка чуга до Якутска насчитывается 248 населен ных пп. с населением от 15 до 8 тыс. человек. До с. Мухтуй живут русские. Ниже постепен но увеличивается якут, население, преобладаю щее ниже Олекминска. От Якутска до устья! только 3 селения. Пароходство на Лене существует с 1855. Наибольшего развития оно достигло к 1914, когда в эксплоатации находилось 38 парохо дов. В навигацию 1930 эксплоатировалось только 24 парохода общей мощностью 4.880 индикаторных сил и 90 барж грузопод’ем- ностью 24.127 т, хотя по своим размерам гру зооборот 1930 чначит. превышал довоенный. Причины сокращения числа действующих па роходов лежат как в общей отсталости вод ного транспорта, так и в резком изменении в Л. бассейне экон. условий для работы флота. Выход грузов в Ленский бассейн по гужевым путям, связывающим его с Сиб. ж.-д. маги стралью, в пределах несудоходной Л. (Качуг— Жигалово) всегда создавал неблагоприятные ус ловия для эксплоатации на Лене парового флота, обуславливавшие его чрезвычайно низкую про изводительность. Отсюда фрахты были исклю
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2