Сибирская советская энциклопедия_Том3

В гидробиологическом отношении Л. начала изучаться только с 1926, когда здесь присту­ пила к исследовательским работам Якут. Экс­ педиция Акад. Наук. По своему географиче­ скому положению, гидрологическому и терми­ ческому режиму Л. очень близка к хорошо изу­ ченному Енисею. Основные черты Енисея: бы­ строе течение, мало разработанная долина с небольшим количеством стариц и заливов, низ­ кая год. t° воды— характерны и для Лены. Эти особенности накладывают своеобразный отпе­ чаток на Л. и значит, понижают ее продуктив­ ность. Животный мир, населяющий воду (планк­ тон), жизнь дна (бентос) и подводные луга (заросли водорослей) развиваются в Л. слабо, а это вызывает ослабление развития и рыбных запасов. Наличие в Л. омуля показывает, что и по кислородному режиму Л. очень близка к Енисею. Рост рыбы на Л. крайне замедлен. Так, муксун ловится здесь в возрасте 11—19 лет, омуль 11—16 лет и нельма до 22 лет. В зоогеографическом отношении Л. является первой с запада рекой, на к-рой сказывается влияние тихоокеанских элементов (кета, нава­ га). В Л. встречаются 39 рыб, к-рые по сем. и видам распределяются так: миноговые (ми­ нога речная и ручьевая), осетровые (помесь осетра со стерлядью), лососевые (кета, два вида гольцов, таймень, ленок, нельма, кондов- ка или ряпушка, тугун, омуль, баранатка или пелядь, валек, чир, сиг, муксун, хариус), кар­ повые (сорога, елец, язь, четыре вида голья­ нов, пескарь, карась), вьюновые (усатик или голец, щиповка), щуковые (щука), окуневые (окунь, ерш), бычковые (три вида бычков), колюшковые (колюшка малая), камбаловые (камбала), тресковые (налим, навага). В научном отношении наиб, интерес пред­ ставляет отсутствие чистых форм осетра и стерляди, а также нахождение тихоокеанских форм — кеты и наваги. По мере движения на С. количество отдельных представителей их­ тиофауны увеличивается, а вместе с тем и возрастает процентное отношение рыб лосо­ севых. Увеличивается, также по мере движения на С., и возраст вылавливаемой рыбы: круп­ ная рыба в верховьях Л. составляет довольно редкое исключение, а в низовьях — почти пра­ вило. Это различие обусловливается интенсив­ ностью вылавливания: в верховьях рыбу пере­ лавливают, а в низовьях — не долавливают. Интенсивность же обусловливается многими причинами, из к-рых гл. значение имеют: сла­ бая заселенность человеком низовьев Л. и ма­ лая обеспеченность этого населения орудиями лова, относительно высокая заселенность че­ ловеком верховьев Л. и большая обеспечен­ ность этого населения орудиями лова. К этой группе отличий присоединяется и неодинако­ вая рыбная продуктивность верховьев и ни­ зовьев Л.: в низовьях более высокая, чем в верховьях. Отсюда различно и знач. рыболов­ ства: в верховьях оно носит характер преим. потребительский, в низовьях — потребитель­ ско-промышленный. Промысел в низовьях Л. производит не только местное население, но и приезжие рыбаки. Последние приезжают лишь на летний период промысла, но числен­ ность их в это время большая, чем местных рыбаков. Промысловыми рыбами в низовьях являются: муксун, омуль, кондовка, нельма, чир, сиг, таймень и помесь между осетром и стерлядью. Эти рыбы отличаются высокими питательными и вкусовыми свойствами. Мук­ сун от общего улова составляет ок. 50. а кондовка — 32%. Орудия лова представлены лишь неводами и сетями, при чем неводная дель изготовляется из лубяных волокон ивы (т. наз. сутужные невода) и из конского во­ лоса, а сетное полотно — почти исключит, из конского волоса. Вывозимыми рыбными продуктами из ни­ зовьев служат: соленая рыба, соленые гаупки (брюшко рыбы), юкола (вяленая пресная рыба без костей), рыбий жир. В потреблении на местах, кроме юколы и рыбьего жира, боль­ шое распростр. имеет «борса» — рыбная мука и «строганина» — свеже-мороженная рыба. Вы­ воз рыбных продуктов из низовьев Л. за от­ дельные годы в г составлял: 1906— 1.261, 1910— 573, 1911—819, 1912—982, 1913—819, 1914—901. 1915—901, 1916—819, 1917—736, 1918—573, 1919— 573, 1920—541, 1921—459, 1922—279, 1923—377, 1924—541, 1925—426, 1926—426. Общий улов ры­ бы в низовьях Л. для 1912 исчислен в 2.970 т, а для 1926—в 2.050 т рыбы-сырца. Большое ко­ личество вылавливаемой рыбы скармливается ездовым собакам. В 1912 это количество состав­ ляло 615, а в 1926—330 тонн. Анализ продуктивности низовьев Л. пока­ зывает, что водоем может дать рыбы значит, большее количество, чем он дает в настоящее время. Увеличения же лова можно достигнуть целым рядом мероприятий, из к-рых гл. яв­ ляются обеспечение местных ловцов орудиями лова, выход в придельтовую зону моря в лет­ нее время, усиление подледного лова сетями в придельтовой зоне моря, содействие увели­ чению количества приезжающих ловцов. В последних можно видеть и заселыциков. Низо­ вая часть Л. является в пром. отношении наиб, ценной. Население здесь редкое (по данным 1924 на 100 км 30 хоз-в) и состоит из тунгусов, якутов и русских. Летний промысел сосредо­ точен на т. наз. «песках» — неводных участках низовьев и дельты, а зимний— в придельто­ вой зоне и по озерам в районе низовьев и дельты. Все неводные участки или «пески» по­ делены на гос., улусные и наслежные. Улус­ ные и наслежные «пески» являются надельны­ ми (угодиями. На гос. песках производит про­ мысел Якут. Гос. трест «Тусбалык» (трест, об’единяющий соляную и рыбную пром-сть), вступая в договорные условия с приезжими рыбаками, а на улусных и наслежных — ме­ стное население, у которого тот же трест ску­ пает рыбу. Частные рыбопромышленники от­ сутствуют. Берега Л. довольно густо заселены. От Ка­ чуга до Якутска насчитывается 248 населен­ ных пп. с населением от 15 до 8 тыс. человек. До с. Мухтуй живут русские. Ниже постепен­ но увеличивается якут, население, преобладаю­ щее ниже Олекминска. От Якутска до устья! только 3 селения. Пароходство на Лене существует с 1855. Наибольшего развития оно достигло к 1914, когда в эксплоатации находилось 38 парохо­ дов. В навигацию 1930 эксплоатировалось только 24 парохода общей мощностью 4.880 индикаторных сил и 90 барж грузопод’ем- ностью 24.127 т, хотя по своим размерам гру­ зооборот 1930 чначит. превышал довоенный. Причины сокращения числа действующих па­ роходов лежат как в общей отсталости вод­ ного транспорта, так и в резком изменении в Л. бассейне экон. условий для работы флота. Выход грузов в Ленский бассейн по гужевым путям, связывающим его с Сиб. ж.-д. маги­ стралью, в пределах несудоходной Л. (Качуг— Жигалово) всегда создавал неблагоприятные ус­ ловия для эксплоатации на Лене парового флота, обуславливавшие его чрезвычайно низкую про­ изводительность. Отсюда фрахты были исклю­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2