Сибирская советская энциклопедия_Том3
жие служащие, летом прикочевывают тунгусы (ламуты). НЕБОЛЬСИН, Павел Иванович (1817—93)—эт нограф и (историк. Не сколько лет прожил в Сиб., где собирал этно граф. материал; важ нейшие (его статьи о (быте туземцев Вост. России и Сиб. (калмы ков, башкир, киргизов и др.) печатались в жури, и в 1854 вышли отдель ным изд. под назв. «Рас сказы проезжего»; в 1847 в «Отечественных Запи сках» поместил несколь ко статей о сиб. золо тых приисках. В 1850— 51 Н., по поручению Р. Географ. Об-ва изу чал торговлю России с Азией и написал по это му вопросу обширное исследование, изд. в 1885. В сиб. историографии Н. известен своей кни гой «Покорение Сибири» (1849), в к-рой впер вые сделана попытка критической сводки с о хранившихся летописных сказаний об Ермаке, но совершенно не затрагивается социально- экономическая подоплека его «похода». НЕВЕЛЬСКИЙ, Геннадий Иванович (1813— 76)—адмирал, исследователь Амура. Им совер шено из Петропавловска обследование Амура до устья, причем было опровергнуто существо вавшее до того мнение о несудоходности Амур ского лимана, нанесен на каргу Татарский про лив и доказано, что Сахалин, к-рый Н. обошел кругом,—остров. Н. принимал активное участие в присоединении Приамурского края к России, являясь в этом отношении ближайшим спо движником Муравьева-Амурского (см.). «Запи ски» Н. изданы в 1878 под ред. Вахтина; дочь Н., под псевдонимом Vera Vend, напечатала в 1894 в Париже кн.: «L’amiral Nevelskoy et la conquete definitive du fleuve Amour». О нем: Памяти Геннадия Ивановича Невельского, Влади восток, 1890; Жданко. Памяти адмирала Г. И. Невельского, Владивосток, 1913; Вахтин , В. Адмирал Невельской и Амур ский край, „Морской Сборник", 1890, 1; Г. И. Невельской (Некролог), „Голос", 1876, 109 и 110; А. С. Адмирал Геннадий Иванович Невельской (к столетию со дня рождения), „Мор ской Сборник", 1913, 12; 1914. 1—3. НЕВЕЛЬСКОГО ПРОЛИВ—см. Мамиа-Ринзо. НЕВЕР (Н е в и р), р.—лев. прит. Амура (см.), впад. в 20 км выше ст. Албазина. Берет начало с южных отрогов хребта Тукурингра. Длина около 140 км, ширина в устье до 100 м, глу бина незначительна. В долине Невера прохо дит ветка Амурской железной дороги от стан ции Рухлово до Джалинды на Амуре. По Не- веру известны месторождения золота. НЕВЕР БОЛЬШОЙ—ст. Уссурийской ж. д.; в 14 км от районного ц. Сковородино. Тут же пос. Ларинский. Н. Б. известен, как начало Аму ро-Якутской безрельсовой магистрали, следую щей через прииск Незаметный (Алданский зо- лотопром. район) и гор. Томмот (р. Алдан) на Лену в район Якутска. Дл. магистрали 1.194 км. К строительству приступлено в 1926; в 1930 в эксплоатацию сдан участок от Н. Б. доТоммота. НЕВОД—подвижное отцеживающее сетяное орудие для лова рыбы. Основные части Н.: 1) сетяной мешок ( ма тн я, «м а т к а»), 2) крылья <два), охватывающие и процеживающие окру женную массу воды, и 3) веревки по концам Н е в о д я т (р. Енисей) Н. («урезы», «клячи», «арканы»), за к-рые Н. вытягивается из воды во время притонения. Крылья Н. представляют собою сетяное полот но из т. наз. неводной дели, посаженное по длинным сторонам на канаты (веревки) из пень ки, мочала, манильского шпагата и наз. «тети вами» (подборами). К верх, тетиве прикрепля ются «наплава», «балберы» из коры осокоря (см.) или легкого сухого дерева—ели, кедра, осины и др.; ниж. тетива несет на себе грузила («таши», «кибасы»). Назначение наплавов—под держивать Н. в воде в вертикальном положе нии или «наплаву», назначение грузил—чтобы Н. шел ниж. тетивой у дна. Невода различаются по форме и действию на речные и озерные (и близки к ним морские). По способу лова Н. раз деляются на закидные (тяглые), береговые, за кидные (тяглые) с судов, невода для распорно го лова, подледные невода и т. д. Речные Н. имеют береговое («пятное») и речное («беж- ное») крылья, при чем береговое занимает от ‘А до % дл. Н., а речное от -А до % дл. его; матня вшивается между крыльев. Весь Н. пред ставляет собою неправильный клин, повышаясь быстро от берега к реке, а затем, достигнув требуемой, по глубине участка, высоты, идет ровно. Озерный (морской) типичный Н.—равно крылый. Каждое крыло представляет форму кмина, 'при чем самые высокие стороны клиньев сшиваются с матней (матня, т. о., в середине). Обычно Н. строится из 4—5 различных разме ров дели, при чем в конце крыльев размер ячеи раза в два крупнее, чем в матне; напр., в матне 18 мм, затем идут 22, 26, 30 и на конце 34 мм. В зависимости от размеров, материалов и на значения—Н. различны. На р. Оби—«салмо- вый» и « с о р о в ы й»,— дл. 200—400 м, выс. 3—4 м, оба крыла почти одинаковой высоты, матня почти посредине; обслуживают 3—4 чел.; ловят сырка, муксуна, нельму и др. К речным Н. относятся с е л ь д е в ый и с т р е ж е в о й . «С е ль д е в ый»—дл. 200 м, выс. 4—5 м, обслу живают 3 — 4 чел., ловят сосвинскую сельдь. «С т е р ж ев о й»—дл. до 1.200 м, выс. 20 м, об служивается 10—18 чел., гл. обр., в Нарымском крае, в некоторых случаях оборудуется «вы борочными машинами» местной конструкции; им ловят всякую рыбу. Этот Н. входит в распро странение на Енисее. В Барабинских оз.—озер ныйзимний Н. обычного типа, равнокрылый, дл. 600—700 м, выс. 5— 10 м, обслуживается 16—24
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2