Сибирская советская энциклопедия_Том3

жие служащие, летом прикочевывают тунгусы (ламуты). НЕБОЛЬСИН, Павел Иванович (1817—93)—эт­ нограф и (историк. Не­ сколько лет прожил в Сиб., где собирал этно­ граф. материал; важ­ нейшие (его статьи о (быте туземцев Вост. России и Сиб. (калмы­ ков, башкир, киргизов и др.) печатались в жури, и в 1854 вышли отдель­ ным изд. под назв. «Рас­ сказы проезжего»; в 1847 в «Отечественных Запи­ сках» поместил несколь­ ко статей о сиб. золо­ тых приисках. В 1850— 51 Н., по поручению Р. Географ. Об-ва изу­ чал торговлю России с Азией и написал по это­ му вопросу обширное исследование, изд. в 1885. В сиб. историографии Н. известен своей кни­ гой «Покорение Сибири» (1849), в к-рой впер­ вые сделана попытка критической сводки с о ­ хранившихся летописных сказаний об Ермаке, но совершенно не затрагивается социально- экономическая подоплека его «похода». НЕВЕЛЬСКИЙ, Геннадий Иванович (1813— 76)—адмирал, исследователь Амура. Им совер­ шено из Петропавловска обследование Амура до устья, причем было опровергнуто существо­ вавшее до того мнение о несудоходности Амур­ ского лимана, нанесен на каргу Татарский про­ лив и доказано, что Сахалин, к-рый Н. обошел кругом,—остров. Н. принимал активное участие в присоединении Приамурского края к России, являясь в этом отношении ближайшим спо­ движником Муравьева-Амурского (см.). «Запи­ ски» Н. изданы в 1878 под ред. Вахтина; дочь Н., под псевдонимом Vera Vend, напечатала в 1894 в Париже кн.: «L’amiral Nevelskoy et la conquete definitive du fleuve Amour». О нем: Памяти Геннадия Ивановича Невельского, Влади­ восток, 1890; Жданко. Памяти адмирала Г. И. Невельского, Владивосток, 1913; Вахтин , В. Адмирал Невельской и Амур­ ский край, „Морской Сборник", 1890, 1; Г. И. Невельской (Некролог), „Голос", 1876, 109 и 110; А. С. Адмирал Геннадий Иванович Невельской (к столетию со дня рождения), „Мор­ ской Сборник", 1913, 12; 1914. 1—3. НЕВЕЛЬСКОГО ПРОЛИВ—см. Мамиа-Ринзо. НЕВЕР (Н е в и р), р.—лев. прит. Амура (см.), впад. в 20 км выше ст. Албазина. Берет начало с южных отрогов хребта Тукурингра. Длина около 140 км, ширина в устье до 100 м, глу­ бина незначительна. В долине Невера прохо­ дит ветка Амурской железной дороги от стан­ ции Рухлово до Джалинды на Амуре. По Не- веру известны месторождения золота. НЕВЕР БОЛЬШОЙ—ст. Уссурийской ж. д.; в 14 км от районного ц. Сковородино. Тут же пос. Ларинский. Н. Б. известен, как начало Аму­ ро-Якутской безрельсовой магистрали, следую­ щей через прииск Незаметный (Алданский зо- лотопром. район) и гор. Томмот (р. Алдан) на Лену в район Якутска. Дл. магистрали 1.194 км. К строительству приступлено в 1926; в 1930 в эксплоатацию сдан участок от Н. Б. доТоммота. НЕВОД—подвижное отцеживающее сетяное орудие для лова рыбы. Основные части Н.: 1) сетяной мешок ( ма тн я, «м а т к а»), 2) крылья <два), охватывающие и процеживающие окру­ женную массу воды, и 3) веревки по концам Н е в о д я т (р. Енисей) Н. («урезы», «клячи», «арканы»), за к-рые Н. вытягивается из воды во время притонения. Крылья Н. представляют собою сетяное полот­ но из т. наз. неводной дели, посаженное по длинным сторонам на канаты (веревки) из пень­ ки, мочала, манильского шпагата и наз. «тети­ вами» (подборами). К верх, тетиве прикрепля­ ются «наплава», «балберы» из коры осокоря (см.) или легкого сухого дерева—ели, кедра, осины и др.; ниж. тетива несет на себе грузила («таши», «кибасы»). Назначение наплавов—под­ держивать Н. в воде в вертикальном положе­ нии или «наплаву», назначение грузил—чтобы Н. шел ниж. тетивой у дна. Невода различаются по форме и действию на речные и озерные (и близки к ним морские). По способу лова Н. раз­ деляются на закидные (тяглые), береговые, за­ кидные (тяглые) с судов, невода для распорно­ го лова, подледные невода и т. д. Речные Н. имеют береговое («пятное») и речное («беж- ное») крылья, при чем береговое занимает от ‘А до % дл. Н., а речное от -А до % дл. его; матня вшивается между крыльев. Весь Н. пред­ ставляет собою неправильный клин, повышаясь быстро от берега к реке, а затем, достигнув требуемой, по глубине участка, высоты, идет ровно. Озерный (морской) типичный Н.—равно­ крылый. Каждое крыло представляет форму кмина, 'при чем самые высокие стороны клиньев сшиваются с матней (матня, т. о., в середине). Обычно Н. строится из 4—5 различных разме­ ров дели, при чем в конце крыльев размер ячеи раза в два крупнее, чем в матне; напр., в матне 18 мм, затем идут 22, 26, 30 и на конце 34 мм. В зависимости от размеров, материалов и на­ значения—Н. различны. На р. Оби—«салмо- вый» и « с о р о в ы й»,— дл. 200—400 м, выс. 3—4 м, оба крыла почти одинаковой высоты, матня почти посредине; обслуживают 3—4 чел.; ловят сырка, муксуна, нельму и др. К речным Н. относятся с е л ь д е в ый и с т р е ж е в о й . «С е ль д е в ый»—дл. 200 м, выс. 4—5 м, обслу­ живают 3 — 4 чел., ловят сосвинскую сельдь. «С т е р ж ев о й»—дл. до 1.200 м, выс. 20 м, об­ служивается 10—18 чел., гл. обр., в Нарымском крае, в некоторых случаях оборудуется «вы­ борочными машинами» местной конструкции; им ловят всякую рыбу. Этот Н. входит в распро­ странение на Енисее. В Барабинских оз.—озер­ ныйзимний Н. обычного типа, равнокрылый, дл. 600—700 м, выс. 5— 10 м, обслуживается 16—24

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2