Сибирская советская энциклопедия_Том3
I Р а б о ч и е К р е с т ь я н е Служа щие Дети специа листов Прочих трудя щихся Прочих 1' 1 Г о д ы | Всего В т. ч. с.-хоз. раб. и батраки Колхоз ники Некол- хозники В т. ч. бедняки 1929/30 I 30,3 1,5 0,9 19,0 6,9 46,5 2,9 0,4 1930/31 I 4М 3,1 5,2 13,6 2 ,6 30,2 0,4 4,2 _ _ 1931/32 ! 55,7 2,5 4,9 8,9 5,5 28,3 — 2 , 2 — Дети специалистов входят в данные 8 гра фы. В 9 графу включены 0,2% детей мелкой буржуазии (домовладельцев) и житочных крестьян. С о ц и а л ь н ы й 0,2 детей за- с о с т а в у ч а щ и х с я т е х н и к у м о в Г о д ы Р а б э ч и е К р е с т ь я н е Служа щие Прочие Всего В т. ч. сел.-хоз. рбч. и батраков Колхоз ники Некол- хозники (середня ки и бед няки) В т. ч. бедняки 1926/27 25,2 1 ,6 2 2 ,8 10,3 45,9 6 , 1 1928/29 33,1 2,7 26,6 7,9 40.3 1929/30 40,5 3*8 4,7 2 2 , 2 _ 27,0 5,6 1933/31 48,2 4,6 13,1 15,5 - 19,7 3,5 1931/32 43,3 3,9 22,5 13,2 17,5 3,5 Из приведенных цифр видно, что в вузах 66,1% 'ОТ общего контингента обучающихся со ставляют рабочие, колхозники и крестьяне-бед- няки, а в техникумах эти соц. группы состав ляли в 1929/30—72,4%. Т. о., соц. (состав уча щихся вузов и техникумов из года в год улуч шается. В деле орабочивания состава учащихся вузов и техникумов гл. роль в предшествую щие годы играли рабочие факультеты. Но 1и в наст, время роль их громадна, т. к. рабфаки дают для этих учебных заведений наиб, классо во выдержанный контингент (см. Рабочие фа культеты). 10. П р о с в е щ е н и е н а ц и о н а л ь н ы х ме н ьши н с т в . Зап.-Сиб. край населяют 40 национальностей. Национальные меньшинства составляют 23,5% к общему числу жителей края. Среди 20 народностей культурно-просветитель ная работа ведется на родном языке. Среди национальных меньшинств есть довольно высо ко стоящие но культурному уровню (немцы, эсты, латыши, поляки),—но есть национально сти культурно отсталые—вследствие политики угнетения царского правительства (казаки, ал тайцы, хакасы, шорцы, кумандияцы, телеуты и т. д.). Трудность планирования и руководства культурно-просветительной работой заключает ся в том, что национальные меньшинства вкрап лены в рус. население; \б. или м. компактная масса нацменьшинств об’единена по Зап.-Сиб. краю в двух авт. обл. (Ойрогия и Хакасия) и в 4 районах: Горно-Шорском (шорцы), Немец ком (немцы), Полтавском (украинцы), Славго- родеком (украинцы, казаки, немцы). Дошкольное воспитание среди 'нацменьшинств до недавнего времени находилось в зачаточном состоянии: но уже в 1931 дошкольным воспи танием охватывается 42 тыс. детей нацмень шинств, что составит ок. 22,5%, при чем в ра бочих районах дошкольники охватываются на 100%, а в колхозах на 60%. Всеобщее начальное обучение среди нацмен вводится в общеустановленные сроки, за исклю чением 3 районов Хакасской обл. и 7 аймаков Ойротской обл., а также Горной Шории и На- рымского края. В 1931 начальным обучением охватывается 141,1 тыс., а повышенной школой 12,6 тыс. детей и под ростков. Ликвидацию .не грамотности предполо жено закончить в 1932. В области массовой культурно-политической работы нацменьшинства обслуживаются 357 из бами-читальнями и 39 библиотеками. Самым большим тормозом в развитии культурно-просветительной работы среди нацменьшинств является недостаток кад ров работников просвещения, умеющих вести работу на родном яз. той или иной националь ности. Мероприятия по подготовке кадров за последние 3 года выра жаются цифровыми по казателями (ом. табл.). 11. М а т е р и а л ь н а я б а з а Н. о. начала оформляться с 1923. В восстановительный пе риод основной базой являлись местный и гос бюджеты. На государ ственном бюджете со стояли высшие и сред ние проф.-технические учебные заведения, спец. учреждения по социально-правовой охране не совершеннолетних и школы-интернаты сев. на родов. На местном бюджете находилась вся массовая сеть учреждений ооц. воспитания (в основном школы 1 и II ступ.), политпросвета и низшие лроф.-техяичеекие учебные заведения. Школы ученичества содержались и содержатся за счет (хоз. органов. По мере укрепления мест ного бюджета, учреждения, содержащиеся за счет гос. бюджета, постепенно передают'я на местный бюджет. В 1927/28 проводится в жизнь декрет правительства о самообложении насе ления на культурно-просве'Гителыше нужды. Растет инициатива трудящихся в деле укрепле ния материальной базы Н. о.: организуются до бровольные сборы оредств родителями учащих ся, общественные запашки на усиление финан совых 'средств школ, изб-читален и мероприятий по ликвидации неграмотности. Кооперация, проф. союзы и др. общественные организации начинают отчислять средства из своих бюдже тов на культурно-просветительные цели. Про мышленность согласно 'Правительственным по становлениям также привлекается к участию в расходах на Н. о. В 1927/28 весь местный бюд- У ч е б н ы е з а в е д е н и я 1929/30 1931 Групп Уча щихся Групп Уча щихся I, Нац. пед. техникумы Татарский 5 160 13 484 Ойротский 3 10 0 9 367 Хакасский 1 40 8 278 II. Нац. отделения Украинское 1 40 8 333 Белорусское — — 2 85 Немецкое — — 4 170 Чувашское — - 3 1 1 0 Мордовское — — 4 129 Казакское — — 3 135 Шорское — — 1 45 Народов севера “ 1 45 В с е г о 1 0 340 56 2.181
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2