Сибирская советская энциклопедия_Том3

I Р а б о ч и е К р е с т ь я н е Служа­ щие Дети специа­ листов Прочих трудя­ щихся Прочих 1' 1 Г о д ы | Всего В т. ч. с.-хоз. раб. и батраки Колхоз­ ники Некол- хозники В т. ч. бедняки 1929/30 I 30,3 1,5 0,9 19,0 6,9 46,5 2,9 0,4 1930/31 I 4М 3,1 5,2 13,6 2 ,6 30,2 0,4 4,2 _ _ 1931/32 ! 55,7 2,5 4,9 8,9 5,5 28,3 — 2 , 2 — Дети специалистов входят в данные 8 гра­ фы. В 9 графу включены 0,2% детей мелкой буржуазии (домовладельцев) и житочных крестьян. С о ц и а л ь н ы й 0,2 детей за- с о с т а в у ч а щ и х с я т е х н и к у м о в Г о д ы Р а б э ч и е К р е с т ь я н е Служа­ щие Прочие Всего В т. ч. сел.-хоз. рбч. и батраков Колхоз­ ники Некол- хозники (середня­ ки и бед­ няки) В т. ч. бедняки 1926/27 25,2 1 ,6 2 2 ,8 10,3 45,9 6 , 1 1928/29 33,1 2,7 26,6 7,9 40.3 1929/30 40,5 3*8 4,7 2 2 , 2 _ 27,0 5,6 1933/31 48,2 4,6 13,1 15,5 - 19,7 3,5 1931/32 43,3 3,9 22,5 13,2 17,5 3,5 Из приведенных цифр видно, что в вузах 66,1% 'ОТ общего контингента обучающихся со­ ставляют рабочие, колхозники и крестьяне-бед- няки, а в техникумах эти соц. группы состав­ ляли в 1929/30—72,4%. Т. о., соц. (состав уча­ щихся вузов и техникумов из года в год улуч­ шается. В деле орабочивания состава учащихся вузов и техникумов гл. роль в предшествую­ щие годы играли рабочие факультеты. Но 1и в наст, время роль их громадна, т. к. рабфаки дают для этих учебных заведений наиб, классо­ во выдержанный контингент (см. Рабочие фа­ культеты). 10. П р о с в е щ е н и е н а ц и о н а л ь н ы х ме н ьши н с т в . Зап.-Сиб. край населяют 40 национальностей. Национальные меньшинства составляют 23,5% к общему числу жителей края. Среди 20 народностей культурно-просветитель­ ная работа ведется на родном языке. Среди национальных меньшинств есть довольно высо­ ко стоящие но культурному уровню (немцы, эсты, латыши, поляки),—но есть национально­ сти культурно отсталые—вследствие политики угнетения царского правительства (казаки, ал­ тайцы, хакасы, шорцы, кумандияцы, телеуты и т. д.). Трудность планирования и руководства культурно-просветительной работой заключает­ ся в том, что национальные меньшинства вкрап­ лены в рус. население; \б. или м. компактная масса нацменьшинств об’единена по Зап.-Сиб. краю в двух авт. обл. (Ойрогия и Хакасия) и в 4 районах: Горно-Шорском (шорцы), Немец­ ком (немцы), Полтавском (украинцы), Славго- родеком (украинцы, казаки, немцы). Дошкольное воспитание среди 'нацменьшинств до недавнего времени находилось в зачаточном состоянии: но уже в 1931 дошкольным воспи­ танием охватывается 42 тыс. детей нацмень­ шинств, что составит ок. 22,5%, при чем в ра­ бочих районах дошкольники охватываются на 100%, а в колхозах на 60%. Всеобщее начальное обучение среди нацмен вводится в общеустановленные сроки, за исклю­ чением 3 районов Хакасской обл. и 7 аймаков Ойротской обл., а также Горной Шории и На- рымского края. В 1931 начальным обучением охватывается 141,1 тыс., а повышенной школой 12,6 тыс. детей и под­ ростков. Ликвидацию .не­ грамотности предполо­ жено закончить в 1932. В области массовой культурно-политической работы нацменьшинства обслуживаются 357 из­ бами-читальнями и 39 библиотеками. Самым большим тормозом в развитии культурно-просветительной работы среди нацменьшинств является недостаток кад­ ров работников просвещения, умеющих вести работу на родном яз. той или иной националь­ ности. Мероприятия по подготовке кадров за последние 3 года выра­ жаются цифровыми по­ казателями (ом. табл.). 11. М а т е р и а л ь н а я б а з а Н. о. начала оформляться с 1923. В восстановительный пе­ риод основной базой являлись местный и гос­ бюджеты. На государ­ ственном бюджете со ­ стояли высшие и сред­ ние проф.-технические учебные заведения, спец. учреждения по социально-правовой охране не­ совершеннолетних и школы-интернаты сев. на­ родов. На местном бюджете находилась вся массовая сеть учреждений ооц. воспитания (в основном школы 1 и II ступ.), политпросвета и низшие лроф.-техяичеекие учебные заведения. Школы ученичества содержались и содержатся за счет (хоз. органов. По мере укрепления мест­ ного бюджета, учреждения, содержащиеся за счет гос. бюджета, постепенно передают'я на местный бюджет. В 1927/28 проводится в жизнь декрет правительства о самообложении насе­ ления на культурно-просве'Гителыше нужды. Растет инициатива трудящихся в деле укрепле­ ния материальной базы Н. о.: организуются до­ бровольные сборы оредств родителями учащих­ ся, общественные запашки на усиление финан­ совых 'средств школ, изб-читален и мероприятий по ликвидации неграмотности. Кооперация, проф. союзы и др. общественные организации начинают отчислять средства из своих бюдже­ тов на культурно-просветительные цели. Про­ мышленность согласно 'Правительственным по­ становлениям также привлекается к участию в расходах на Н. о. В 1927/28 весь местный бюд- У ч е б н ы е з а в е д е н и я 1929/30 1931 Групп Уча­ щихся Групп Уча­ щихся I, Нац. пед. техникумы Татарский 5 160 13 484 Ойротский 3 10 0 9 367 Хакасский 1 40 8 278 II. Нац. отделения Украинское 1 40 8 333 Белорусское — — 2 85 Немецкое — — 4 170 Чувашское — - 3 1 1 0 Мордовское — — 4 129 Казакское — — 3 135 Шорское — — 1 45 Народов севера “ 1 45 В с е г о 1 0 340 56 2.181

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2