Сибирская советская энциклопедия_Том3

Выпуски в 1928/29 и приемы учащихся 1929/30 красноречиво говорят о темпах развертывания работы по подготовке кадров специалистов ср. квалификации. В 1931 'сеть техникумов по од­ ному Зап.-Сиб. краю достигла 89 учреждений (в т. ч. 9 вечерних), с 21.731 учащимся. Техни­ кумы дадут свою значит, продукцию через 2— 3 гада. В 1930 потребность в кадрах специа­ листов покрывалась продукцией вузов и тех­ никумов от 21% (здравоохранение) и 29% (на­ родное образование) до 50% (пром-сть) и 56% (сельское хозяйство). Большой дефицит в кад­ рах специалистов частично 'покрывается пере­ броской работников из европ. части Союза, курсовыми мероприятиями, продвижением и совместительствами работников. В связи с введением всеобщего начального ■обучения, началом реализации плана всеобще­ го 7-летнего обучения и окончательной ликви­ дацией неграмотности и малограмотности, во­ прос о пед. кадрах в Зап.-Сиб. крае является одним из самых узких мест в деле народного просвещения. Если по плану на 1931 требова­ лось 17.524 работника просвещения, то на 1932 потребность по всем категориям работников просвещения возрастает до 53.432 человек. Ос­ новными каналами, через к-рые должно итти воспроизводство квалифицированных педаго­ гов, являются педагогические вузы и педаго­ гические техникумы. В сист. подготовки квалифицированных ра­ бочих до 1928/29 существовало 3 основных ти­ па стационарных учреждений: школы фабрич­ но-заводского ученичества, профшколы и учеб­ но-производственные мастерские; к нестацио­ нарным учреждениям относились разного рода проф.-технические курсы. После реорганизации системы профессионального технического обра­ зования основными учреждениями по подготов­ ке квалифицированных рабочих стали два ти­ па школ: ФЗУ и школы ученичества массовых профессий (ШУМП); кроме того, существуют школы типа ФЗУ, обслуживающие другие виды народного хоз-ва—это сельхоэучи в совхозах, стройучи—при крупных строительствах, кон- торгучи—при советских учреждениях и торго­ вых предприятиях. Количество низших проф.-технических учеб­ ных учреждений в период с 1921 по 1929/30 выражалось по Сиб. краю (до его разделения) в следующих цифрах: Г о д ы Профшколы и школы ФЗУ Учебно-произ­ водственные мастерские Проф.-техниче­ ские курсы Учреж­ дений Контин­ гент Учреж­ дений Контин­ гент Учреж­ дений Контин­ гент 1920/21 66 3.670 3 33 97 4.965 1921/22 38 3.217 — — 31 1.184 1922/23 40 1.929 1 20 23 1.215 1923/24 58 5.518 1 24 64 3 559 1924/25 71 6.299 3 16 50 2.543 1925/26 53 4.060 1 47 53 2.960 1926/27 54 4.405 7 -237 64 4.646 1927/28 53 4.171 8 556 108 5.262 1928/29 53 4.781 13 9S8 111 5.305 1929/30 65 6.812 9 704 192 10.076 Т и п ы у ч р е ж д е н и й Учреж­ дений Контин­ гент обучаю­ щихся Н а 1 я н в а р я 1931 Школы ФЗУ, ШУМП, школы типа и проф.-технические школы Профтехнические курсы ФЗУ 105 393 19.493 27.000 Н а 1 я н в а р я 1932 ' Школы ФЗУ, ШУМП, школы типа j и проф.-технические школы ФЗУ 143 43.311 Приведенные цифры говорят о неустойчиво­ сти сети учреждений низшего проф.-техническо- го образования в восстановительный период; только с переходом к реконструктивному пе­ риоду наступает момент интенсивного развер­ тывания. Сеть учреждений по подготовке кадров ква­ лифицированных рабочих только по одному Зап.-Сиб. краю достигла следующих размеров: Секторы заочного обучения функционировали на 1 января 1932 не только при высших учеб. заведениях, но и при значит, количестве тех­ никумов. Сектора имелись: при Сиб. ин-те по­ требительской кооперации, Томском горном ин- те, Омском вечернем ин-те ж.-д. транспорта, Омском ин-те молочного хоз-ва, Омском ин-те зерновых культур, Томском педагогическом ин- те, Омском зоотех.-ветеринарном ин-те, Омском институте организации территории с числом .учащихся в 4.218 человек. При практическом ин-те колхозного строительства обучалось 717 человек. При 9 сел.-хоз. техникумах заочное обучение велось по равным специальностям сел. хозяйства. В этих секторах обучалось 3.475 чел., из них 576 получали ср. квалифика­ цию, остальные—низшую. Почти при всех пед. техникумах велось заочное обучение, к-рым бы­ ло охвачено 5.322 человека. Сектора этих учеб. заведений давали низшее образование. При Ом­ ском водном техникуме получали заочное об­ разование 490 чел., из них 68—высшую квали­ фикацию. При Зап.-Сиб. комвузе заочный сек­ тор охватывал 1.745 человек. Всего по заочным секторам края обучалось на 1 января 1932 ок. 20 тыс. человек. Помимо стационарных лроф- технических учебных заведений подготовка кад­ ров два—три года тому назад начала разви­ ваться путем заочного обучения. В 1930/31 в Зап.-Сиб. крае функционировало 7 учреждений заочного обучения; шесть из них находилось в Н.-Сиб. и одно в Омске. В сист. органов Н. о. по Зап.-Сиб. краю находилось пять учрежде­ ний заочного обучения: школа для малогра­ мотных с 286 учащимися, школа 1 ступ, с 1.150 учащимися, школа II ступ, с 732 учащимися, курсы иностранных языков для партактива, ин­ женеров и техников с 113 учащимися и агроно­ мические курсы для членов коммун, колхозов и крестьян, с 64 учащимися. Кроме этого, за­ очным педагогическим образованием было охва­ чено до 6.000 человек. В ведении Зап.-Сиб. Крайпотребсоюза существуют заочные курсы по подготовке работников кооперации. Подготовка партийных и сов. руководящих кадров осуществляется в Зап.-Сиб. крае через комвузы (дневные и вечерние) и совпартшко­ лы. Сеть этих учреждений в 1931 следующая: Наименование учреждений Комвузы дневные „ вечерние Совпартшколы Количество учреждений Контингент 1.740 315 1.629 В 1932 в Н.-Сиб. открыт ин-т марксизма-ле­ нинизма. В этом же году комвузы реоргани­ зованы в высшие с.-х. школы. По вопросу о составе обучающихся в проф.- технических учебных заведениях в Сиб. стати­ стические данные дают следующее (социаль­ ный состав студентов вузов в процентах):

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2