Сибирская советская энциклопедия_Том3
Зап.-Сиб. «рае развернута еще недостаточно. В 1931/32 учеб. году в этом крае имелось: Т и п ы у ч р е ж д е н и й Количество учреждений Работников в них Детские технические ст. 43 90 , с.-х. ст. 83 175 „ клубы 13 13 Дома дет. ком. движения 3 6 Детские экскурс, базы 4 8 Театр юных зрителей 1 36 Детские кино-театры 7 14 Детские кино-кабинеты 1 3 И т о г о 155 345 5. К о м с о м о л 1и п и о н е р ы в шк о ле . Первыми помощниками органов ОНО в 'строи тельстве политехнической школы и руководи телями детских масс являются -комсомол и пио неры. Пионерское и комсомольское движение среди учащихся выросло: число пионеров в на чальных школах с 14% 1926/27 поднялось до 22,6% в 1929/30, в 7-летках с 21% в 1926/27 до 23,9% в 1929/30. Членов « 'кандидатов ВЛКСМ в 1926/27 в школах 7-летках 4,4% учащихся, а в 1929/30—9,8%. Основное внимание пионерских и комсомольских организаций в школах в дан ный момент направлено на скорейшую ликви дацию «коренного недостатка» школы, на борь бу за строительство политехнической школы, правильное развертывание коммунистического воспитания среди детей, организацию их до суга, физического воспитания, вовлечения де тей в соц. строительство на основе подчине ния общественно-полезной работы учебно-вос питательным целям школы. 6. С о ц и а л ь н о - п р а в о в а я о х р а н а не с о в е р ш е н н о л е т н и х ,и б о р ь б а с б е с п р и з о р н о с т ь ю . Борьбы с беспризорностью, как массового гос. 'мероприятия, в дорев. Рос сии не существовало. Отсюда беспризорные де ти и сироты, гл. обр. дети гор. бедноты, в боль шей своей массе предоставленные самим себе, или погибали, или вырастали в среде деклас сированного преступного элемента. После Ок тябрьской рев. борьба С беспризорностью стала массовым гос. мероприятием сов. власти. Общее количество детей, находящихся в детских до мах Сиб., к 1921 составляло свыше 40 тыс. че ловек. По 'мере восстановления народного хоз- ва в стране и улучшения 'материального благо состояния трудящихся, количество детей в дет домах стало уменьшаться. Но все же до 1924/25 оставалось ом. 15 тыс. детей. В результате ряда мероприятий (патронирование, усыновление) в 1927/28 в детдомах Сиб. осталась всего лишь 7.633 человек. С этого года, согласно постано влению ВЦИК РСФСР, устанавливается — ста бильность количества де тей в детдомах для нор мальных детей и на чинается постепенный рост количества детей в спец. детдомах для сле пых, глухонемых, умственно-отсталых и труд новоспитуемых. Сеть учреждений социально-правовой охра ны по Зап.-Сиб. краю на 1 января 1932: детдо мов для дошкольного возраста—15, школьно го—41, смешанного (дошкольн. и школен.)—3, школьн. и подростков—1, для детей трудно-вос- пит. от 8 до 13 лет—2, трудовая коммуна и детская коммуна для трудно-воспитуемых—9. школы интернаты для умственно-отсталых—3, для слепых—3, для глухонемых—6, для детей- калек—1, приемники-распределители— 13, лечеб но-педагогические учреждения для трахоматоз ных—9, для трахомно-венерических — 1. Всего учреждений 107, в них воспитанников — 6.783 человека. Наиб, радикальной, проводимой сейчас, ме рой к улучшению состояния детских домов яв ляется их реорганизация—органическое слия ние детдомов со школами (ФЗС в городе к ШКМ в деревне) при едином руководстве и пе дагогическом совете. Дальнейшая задача в об ласти борьбы с беспризорностью заключается в развертывании профилактических мероприя тий, чему в аначит. степени будут содейство вать намечаемые мероприятия по внешкольной работе с детьми и подростками, а также рас ширившаяся материальная помощь детям бед ноты в школах. 7. П о в ыш е и н о е о б р а з о в а н и е в з р о с- лы х. По установлении сов. власти в Сиб. на ряду с учреждениями по ликвидации неграмот ности (см.) стали возникать школы взрослых повышенного типа. Впоследствии были органи зованы рабочие ун-ты (Омск, Иркутск, Анже- ро-Судженка, Красноярск, Черемхово). Социа листическая реконструкция пром-сти и коллек тивизация сел. хоз-ва остро поставили вопрос 0 подготовке кадров. Поэтому учреждения по вышенного образования были реорганизованы в 'комбинаты рабочего и колхозного образова ния, в к-рых рабочие и колхозники, вместе с общеобразовательными и общетехническ. зна ниями, получают определенную квалификацию или повышают свою квалификацию вообще. На 1 января 1930, по данным гос. статистики, в Зап.-Сиб. крае имелось: 11 комбинатов рабоче го образования с 8.349 обучающимися, 10 ком бинатов колхозного образования с 733 обучаю щимися. С 1930 комбинаты рабочего и колхоз ного образования включены в сист. мероприя тий по подготовке кадров соответствующих отраслей народного хоз-ва: будут выполнять задачу подготовки и переподготовки массовых кадров для пром-сти и соц. сел. хоз-ва, а так же готовить специалистов из рабочих и кол хозников без отрыва их от производства. 8. М а с с о в а я п о л и т и к о - п р о с в е т и - те лын а я р а б о т а с р е д и в з р о с л о г о н ас ел е н и я. Основными полит-проствет. учре ждениями, вызванными к жизни Октябрьской рев., являются избы-читальни, клубы, библиоте ки, кино, театр (см.). По Зап.-Сиб. краю состояние сети учрежде ний политпросвета за последние годы характе ризуется след, данными: П р и м е ч а н и е : В графу включено около 250 сел. биб лиотек при избах-читальнях, которые впоследствии были за менены библиотеками-передвижками. С развитием колхозного движения, наряду с гос. сетью полит.-проовет. учреждений, развер тывается сеть этих же учреждений (изб-читален, красных уголков и библиотек), содержащихся за счет колхозов и др. сел. организаций. По Г о д ы Библио теки Клубы Избы- читал. Театры Театры- пере движки Стационарн кино-театры и кино-уста новки Кино пере движки Дома сов. куль туры 1930/31 776 140 1.515 1 2 2 357 513 - 1931/32 587 674 1.924 16 7 396 942 2 2
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2