Сибирская советская энциклопедия_Том3

Зап.-Сиб. «рае развернута еще недостаточно. В 1931/32 учеб. году в этом крае имелось: Т и п ы у ч р е ж д е н и й Количество учреждений Работников в них Детские технические ст. 43 90 , с.-х. ст. 83 175 „ клубы 13 13 Дома дет. ком. движения 3 6 Детские экскурс, базы 4 8 Театр юных зрителей 1 36 Детские кино-театры 7 14 Детские кино-кабинеты 1 3 И т о г о 155 345 5. К о м с о м о л 1и п и о н е р ы в шк о ле . Первыми помощниками органов ОНО в 'строи­ тельстве политехнической школы и руководи­ телями детских масс являются -комсомол и пио­ неры. Пионерское и комсомольское движение среди учащихся выросло: число пионеров в на­ чальных школах с 14% 1926/27 поднялось до 22,6% в 1929/30, в 7-летках с 21% в 1926/27 до 23,9% в 1929/30. Членов « 'кандидатов ВЛКСМ в 1926/27 в школах 7-летках 4,4% учащихся, а в 1929/30—9,8%. Основное внимание пионерских и комсомольских организаций в школах в дан­ ный момент направлено на скорейшую ликви­ дацию «коренного недостатка» школы, на борь­ бу за строительство политехнической школы, правильное развертывание коммунистического воспитания среди детей, организацию их до­ суга, физического воспитания, вовлечения де­ тей в соц. строительство на основе подчине­ ния общественно-полезной работы учебно-вос­ питательным целям школы. 6. С о ц и а л ь н о - п р а в о в а я о х р а н а не ­ с о в е р ш е н н о л е т н и х ,и б о р ь б а с б е с ­ п р и з о р н о с т ь ю . Борьбы с беспризорностью, как массового гос. 'мероприятия, в дорев. Рос­ сии не существовало. Отсюда беспризорные де­ ти и сироты, гл. обр. дети гор. бедноты, в боль­ шей своей массе предоставленные самим себе, или погибали, или вырастали в среде деклас­ сированного преступного элемента. После Ок­ тябрьской рев. борьба С беспризорностью стала массовым гос. мероприятием сов. власти. Общее количество детей, находящихся в детских до­ мах Сиб., к 1921 составляло свыше 40 тыс. че­ ловек. По 'мере восстановления народного хоз- ва в стране и улучшения 'материального благо­ состояния трудящихся, количество детей в дет­ домах стало уменьшаться. Но все же до 1924/25 оставалось ом. 15 тыс. детей. В результате ряда мероприятий (патронирование, усыновление) в 1927/28 в детдомах Сиб. осталась всего лишь 7.633 человек. С этого года, согласно постано­ влению ВЦИК РСФСР, устанавливается — ста­ бильность количества де­ тей в детдомах для нор­ мальных детей и на­ чинается постепенный рост количества детей в спец. детдомах для сле­ пых, глухонемых, умственно-отсталых и труд­ новоспитуемых. Сеть учреждений социально-правовой охра­ ны по Зап.-Сиб. краю на 1 января 1932: детдо­ мов для дошкольного возраста—15, школьно­ го—41, смешанного (дошкольн. и школен.)—3, школьн. и подростков—1, для детей трудно-вос- пит. от 8 до 13 лет—2, трудовая коммуна и детская коммуна для трудно-воспитуемых—9. школы интернаты для умственно-отсталых—3, для слепых—3, для глухонемых—6, для детей- калек—1, приемники-распределители— 13, лечеб­ но-педагогические учреждения для трахоматоз­ ных—9, для трахомно-венерических — 1. Всего учреждений 107, в них воспитанников — 6.783 человека. Наиб, радикальной, проводимой сейчас, ме­ рой к улучшению состояния детских домов яв­ ляется их реорганизация—органическое слия­ ние детдомов со школами (ФЗС в городе к ШКМ в деревне) при едином руководстве и пе­ дагогическом совете. Дальнейшая задача в об ­ ласти борьбы с беспризорностью заключается в развертывании профилактических мероприя­ тий, чему в аначит. степени будут содейство­ вать намечаемые мероприятия по внешкольной работе с детьми и подростками, а также рас­ ширившаяся материальная помощь детям бед­ ноты в школах. 7. П о в ыш е и н о е о б р а з о в а н и е в з р о с- лы х. По установлении сов. власти в Сиб. на­ ряду с учреждениями по ликвидации неграмот­ ности (см.) стали возникать школы взрослых повышенного типа. Впоследствии были органи­ зованы рабочие ун-ты (Омск, Иркутск, Анже- ро-Судженка, Красноярск, Черемхово). Социа­ листическая реконструкция пром-сти и коллек­ тивизация сел. хоз-ва остро поставили вопрос 0 подготовке кадров. Поэтому учреждения по­ вышенного образования были реорганизованы в 'комбинаты рабочего и колхозного образова­ ния, в к-рых рабочие и колхозники, вместе с общеобразовательными и общетехническ. зна­ ниями, получают определенную квалификацию или повышают свою квалификацию вообще. На 1 января 1930, по данным гос. статистики, в Зап.-Сиб. крае имелось: 11 комбинатов рабоче­ го образования с 8.349 обучающимися, 10 ком­ бинатов колхозного образования с 733 обучаю­ щимися. С 1930 комбинаты рабочего и колхоз­ ного образования включены в сист. мероприя­ тий по подготовке кадров соответствующих отраслей народного хоз-ва: будут выполнять задачу подготовки и переподготовки массовых кадров для пром-сти и соц. сел. хоз-ва, а так­ же готовить специалистов из рабочих и кол­ хозников без отрыва их от производства. 8. М а с с о в а я п о л и т и к о - п р о с в е т и - те лын а я р а б о т а с р е д и в з р о с л о г о н ас ел е н и я. Основными полит-проствет. учре­ ждениями, вызванными к жизни Октябрьской рев., являются избы-читальни, клубы, библиоте­ ки, кино, театр (см.). По Зап.-Сиб. краю состояние сети учрежде­ ний политпросвета за последние годы характе­ ризуется след, данными: П р и м е ч а н и е : В графу включено около 250 сел. биб­ лиотек при избах-читальнях, которые впоследствии были за­ менены библиотеками-передвижками. С развитием колхозного движения, наряду с гос. сетью полит.-проовет. учреждений, развер­ тывается сеть этих же учреждений (изб-читален, красных уголков и библиотек), содержащихся за счет колхозов и др. сел. организаций. По Г о д ы Библио­ теки Клубы Избы- читал. Театры Театры- пере­ движки Стационарн кино-театры и кино-уста­ новки Кино­ пере­ движки Дома сов. куль­ туры 1930/31 776 140 1.515 1 2 2 357 513 - 1931/32 587 674 1.924 16 7 396 942 2 2

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2