Сибирская советская энциклопедия_Том3

По этим данным наиб, интенсивный рост мы ■наблюдаем в сети школ колхозной молодежи, на развитие к-рой обращалось особое вмима- -ние ввиду большой диспропорции В о б о Л уЖ И - вании повышенной школой между городом и деревней. Количество учащихся на II и III концентрах (II ступень) по Сиб. ,краю с 1927/28 (исходный год 5-летки) выражалось в след, цифрах: I Г о д ы Школы /-летки Школы 9-летки Школы II сту­ пени Школы колхоз­ ной молоде­ жи Итого j 1927/28 35.149 14.710 15.770 6.025 71.654 1928/29 37.329 19.334 20.865 11.185 88.713 ! 1929/30 1 34.249 22.511 23.668 1 17.259 97.687 По Зап.-Сиб. краю количество учащихся в повышенной школе достигло: Т и п ы ш к о л ы 1928/29 1929/30 1930/31 j ШКМ и 7-летки (сел. местности) Ф ЗС и коммунальные 7-летки 15.841 35.124 20.844 41.897 64.840 62.735 В с е г о 50.965 62.741 127.575 Как видно из приведенных выше цифр, кон­ тингент учащихся /в повышенных школах З а ­ падно-Сибирского края (ШКМ, ФЗС и комму­ нальные семилетки) за два последних года уве­ личился в 2,5 раза. Данные^ 1926/27 о социальной передвижке в начальной школе показывают след.: в -отноше­ нии гор. школ дети рабочих в первых группах школ имели 41,0% школьных -мест, во вторых группах их уд. в. был уже 36,6%, в третьих 00,7/0 и в четвертых 24,2%. В fro же время дети служащих в первых труп-пах имели 19,8%, во «тсфых 19,4%, в третьих 24,5% и в четвертых 25,3/о. Процент детей торговцев и владельцев ттром. предприятий в первых группах был 3,6, I iw четвертому году обучения поднимался до 5,0/6, количество прочих с I -го до 4-го года обучения поднималось с 9,1 до 17,2%. Часть де­ тей рабочих по мере прохождения курса от­ сеивалась, отчего и уменьшался уд. в. этой со ­ циальной группы учащихся в старших группах как начальной, так и повышенной школ. Ря­ дом мероприятий экономического порядка и массовой работой среди родителей учащихся это ненормальное положение изживается. Спе­ циально создаваемыми фондами уже в 1930/31 обеспечивалось по Западно-Сибирскому краю до 20% всех учащихся начальной школы при среднем размере пособия в 20 рублей в год на учащегося. По повышенным школам % обес­ печиваемых учащихся по Западно-Сибирскому краю достигает 25, с размером стипендии от 50 до 120 рублей в год. На фронте Н. о., как и на фронте хоз. строи­ тельства классовый враг не может равнодушно следить за нашими успехами: он всеми воз­ можными мерами стремится дезорганизовать работу по просвещению, борется сам и агити­ рует против всеобуча, используя с этой же целью некоторых шатающихся идеологически просвещенцев и через иих протаскивая в шко­ лу кулацкую идеологию. Отмечены случаи, ко­ гда в школу просачивается классовая борьба и через ребят. Все эти явления выдвигают, на­ ряду с беспощадной борьбой с классовым вра­ гом административно-карательными мерами, не­ обходимость усиления работы по коммунисти­ ческому воспитанию учащихся в стенах школы и вне их путем развертывания массовой куль­ турно-политической работы среди детей с по­ мощью пионерских и комсомольских органи­ заций. Согласно программе нашей партии, школа должна давать политехническое (воспитание до 17-летнего возраста. Однако политехнизация школы в первые годы строительства единой трудовой школы проходила крайне еще недо­ статочно. Соц. реконструкция народного хоз-ва решительно поставила вопрос о политехниза­ ции школы. Наряду с вооружением учащихся вполне достаточным юб’емом ,наук, необходи­ мым для поступления в техникумы и вузы, об ­ щеобразовательная школа должна знакомить учащихся с гл. видами производства, увязы­ вать теорию с практикой на такой основе, что­ бы производительный труд был подчинен учеб­ но-воспитательным целям школы. Наиб, широко к практическому проведению политехнизации школ в Зап.-Сиб. крае приступлено после Все­ российского (1931) и Краевого (1930) политех­ нических с’ездов, на к-рых к строительству по­ литехнической школы (на основе договора) бы­ ли привлечены важнейшие хозяйственные и об ­ щественные организации. За 1930/31 почти все повышенные школы и до 40% массовых были прикреплены к предприятиям; значит, выросли мастерские при школах: в ФЗУ и ШКМ в сред­ нем до 80%, в массовой начальной школе до 14%. В процессе работы по политехнизации бы­ ли допущены правые и «левые» уклоны от ге­ неральной линии партии. Правый уклон в пе­ дагогике выразился в том, что последователи его тянули школу назад к старой словесной начетнической учебе. «Леваки», проповедываю­ щие теорию «отмирания школы», стремились к полному слиянию школы с производством, к превращению ее в цех производства, к поста­ новке школы на службу промфинплану, ik игно­ рированию основ наук и теории вообще, к сни­ жению роли учителя до консультанта и т. п. В школах Зап.-Сиб. края в этот период широ­ ко было распростр. методическое прожектер­ ство (метод проектов), вытекающее из теории «отмирания школы». Решения ЦК. о начальной и ср. школе дали развернутую программу строи­ тельства подлинно трудовой политехнической школы. Школы перешли на твердые учебные планы и программы, ввели расписания, новые активные методы работы, содействующие раз­ витию инициативных и деятельных участников соц. строительства, широко развернули орга­ низацию мастерских в сочетании с прикрепле­ нием к производству, стали проводить обще- ственно-полезный и производительный труд на основе подчинения его учебно-воспитательным целям. 4. М а с с о в а я к у л ь т у р н о - п о л и т и ч е ­ с к а я р а б о т а с д е т ь м и и п о д р о с т ­ ками . Несмотря на то, что роль школы в де­ ле коммунистического воспитания молодого по­ коления неизмеримо возрастает, оно не может быть ограничено рамками только школы. Не­ обходима, с помощью детских коммунистиче­ ских организаций, широкая организация вне­ школьных детских учреждений (театров, кино, экскурсионных баз, парков, площадок и т. ^д.). Сеть внешкольных учреждений для детей в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2