Сибирская советская энциклопедия_Том3

полезный труд поставила перед сов. властью вопрос о развитии сети дошкольных учрежде­ ний, для охвата детей дошкольного возраста. Рост и развитие детских садов и очагов в Сиб. начался сразу же после ликвидации колчаков­ щины. По Зап.-Сиб. краю в 1928/29 насчиты­ валось уже 57 дошкольных учреждений стаци­ онарного типа с 2.478 воспитанниками; в 1929/30 оно достигает 99 с 4.588 воспитанниками, а на 1 января 1932 количество детей в дет. садах достигало 32.412 чел., не считая детей 'до­ школьного возраста, находившихся в яслях. Кроме стационарных дошкольных учреждений, на летний период ежегодно открываются до­ школьные площадки. Ими охватывалось летом 1928—25.578, 1929—45.269, 1930—93.329 и в 1931- до 238.000 детей. 3. Н и з ш а я и с р е д н я я о б щ е о б р а з о ­ в а т е л ь н а я шк о лы. «Проведение всеобще­ го начального обучения и ликвидации негра­ мотности, по решению XVI с’езда партии, дол­ жны стать боевой задачей партии в ближайший период времени». В связи с постановлениями ЦК партии (25 июля 1930) и СНК СССР (14 ав­ густа 1930) о введении всеобщего начального образования на всей территории Союза с 1 ок­ тября 1930 план введения этого образования по Зап. Сиб. был пересмотрен в сторону при­ ближения сроков его введения—в Зап.-Сиб. «рае всеобщее нач. образование вводится с 1930/31 учеб. года за исключением отдельных районов; к ним отнесены: Ойротская и Хакасская авт. о б ­ ласти (срок 1931/32), Горно-Шорский, Алексан­ дровский, Каргасокский, Колпашевский и Па- рабельский районы (срок 1932/33). Динамику роста начальных школ по Сиб. краю (без ДВК) с 1921/22 (до разделения его) дает следующая таблица: В приведенные контингенты начальных школ не вошли учащиеся 1 концентра школ повышен­ ного типа. Если включить этих учащихся в об­ щий контингент начальных школ, тэ количе­ ство учащихся этих школ в 1929/30 достигало 777.000, а в 1930/31 только по одной Зап. Сиб.— 807.000. За три года (1926— 1929) планового раз­ вертывания сети началь­ ного обучения количе­ ство учащихся увеличи­ лось на 76,6%. В шко­ лах и группах для пере­ ростков в 1929/30 было 8.334 учащихся. В 1930 одновременно с поста­ новкой вопроса о до­ срочном введении все­ общего начального об­ учения в Эап.-Сиб. крае был поставлен вопрос о поголовном обучении не­ грамотных и малогра­ мотных переростков за курс начальной школы. В отличие от прежне­ го каждый окончивший начальную школу име­ ет право свободного перехода в след, выс­ шую ступень. В 1930 в сист. повышенного об ­ разования была произведена реформа, по к-рой 9-летки, 10-летки и школы II ступ, были пре­ образованы в городе в фабрично -заводские 7-летки, а в деревне—в школы колхозной мо­ лодежи-, при чем старшие концентры этих школ (8, 9 и 10 группы, а в школах II ступ. 4, 5 и 6 группы), имеющие проф. уклоны, были пре­ образованы :в техникумы соответствующей спе­ циальности. Успехи нашего хоз. развития остро поставили вопрос о форсированной подготовке кадров для разнообразнейших отраслей нар. хоз-ва и культуры страны. Поэтому одновре­ менно с вопросом о досрочном введении все­ общего начального обучения партия и прави­ тельство ставят вопрос о всеобщем 7-летнем обучении, как базе для подготовки кадров. П о ­ степенное введение всеобщего 7-летнего обра­ зования в Зап.-Сиб. и Вост.-Сиб. краях начато с 1930/31 в пром. городах и рабочих поселках; всем окончившим начальную школу обеспечи­ вается поступление в 5 группу семилетки. Развитие повышенной школы в Сиб. «осле установления сов. власти представляется в след, виде. Первой задачей органов просвещения Сиб. края была реорганизация на основании «устава о единой трудовой школе» 'существо­ вавших разнообразных типов повышен, школ в школы II ступени. В 1920/21 в Сиб. крае полу­ чили оформление 143 школы II ступ, с 13.815 учащимися. Все эти школы были расположены в городах и крупных населенных пунктах. В 1921/22 организуется 138 семилеток с 27.745 уча­ щимися путем преобразования в них части школ II ступ., количество к-рых в этом году сокра­ тилось до 33, и открытия новых школ, гл. обр. в сел. местностях. В 1922/23 количество этих школ вырастает до 201, и появляется новый тип повышенной школы—9-летки в количестве 32 учреждений, количество школ II ступ, со ­ кращается до 25. В 1923/24 в Сиб. зарождается новый тип повышенной школы—школы кресть­ янской молодежи (ШКМ), к-рые быстро начи­ нают распростр. в сел. местностях, вытесняя др. типы школ, гл. обр. 7-летки. С ростом кол­ хозного строительства ШКМ преобразуются в школы колхозной молодежи, в к-рые также ре­ организуются асе оставшиеся в деревне 7-лет­ ки. ШКМ, наряду с дачей общего политехни­ ческого образования колхозной молодежи, име­ ет целью подготовку из нее кадров массовых профессий для колхозов (бригадиров, рулевых, трактористов, счетоводов и т. д.). Динамика роста школ повышенного образо­ вания в Сиб. крае с момента установления сов. власти до разделения его на два самостоятель­ ных «рая характеризуется такими данными: Годы Школы 7-летки Школы 9-летки Школы II сту­ пени Школы кресть­ янской (колхоз­ ной) молодежи В с е г о Учреж­ дений Уча­ щихся Учреж­ дений Уча­ щихся Учреж­ дений Уча­ щихся Учреж­ дений Уча­ щихся Учреж­ дений Уча­ щихся 1920/21 - 1 143 13-815 _ 143 13.815 1921/22 138 27.745 __ — 33 4-524 — — 171 32.269 1922/23 2 0 1 42.557 32 9.757 25 3.499 — — 258 55.813 1923/24 194 49.759 59 22.612 52 5 .2 0 0 — — 305 77.571 1924/25 169 52.039 29 16.220 40 9.375 27 1.889 265 79.523 1925/26 160 61.967 30 18.012 44 11.820 39 2.321 273 94.120 1926/27 244 84.735 35 19.173 42 12.096 55 3 853 376 49.857 1927/28 260 90.908 47 28.682 51 15.770 74 6.340 432 141.700 1928/29 247 87.833 56 33.549 53 20.865 123 12 .007 479 154.254 1929/30 215 81.610 57 43.013 57 23.668 179 18.388 508 166 679 Г о д ы Количество учреждений В н и X учителей учащихся (в тыс.) 1921/22 3.915 7.639 227,7 1922/23 3.491 5.636 196,0 1923/24 4.133 6.691 271,6 1924/25 4.451 7.448 338,4 1925/26 5.121 8.663 382,5 1926/27 6.619' 10.819 454,7 1927/28 7.439 12.597 594,8 1928/29 8.465 14.570 597,7 1929/30 9.265 16.976 702,4 1

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2