Сибирская советская энциклопедия_Том3

России три отсутствии ж. д. была мало доступ­ на. Вопрос об открытии ун-та был разрешен только в 1879. В 1888 был открыт в Томске ун-т в составе одного лишь медицинского факуль­ тета. Юридический фак-т был организован спустя 10 лет (1898). Вопрос об открытии не­ достающих фак-тов тянулся очень долго, встре­ чая сопротивление в бюрократических органах министерства нар. просвещения, и лишь толь­ ко после Февральской рев. в ноябре 1917 были открыты естественный и филологический фак­ ты. Начавшийся, после проведения ж. д., уси­ ленный рост капитализма в Сиб. выдвинул во­ прос об открытии в Сиб. технологического ин-та, к-рый возник в Томске же в 1900, в с о ­ ставе механического и химического отделений (позже—фак-тов), к ним были вскоре же до­ бавлены: горный и инженерно-строительный. ДВ имел только одно высшее учебное заведе­ ние—Восточный ин-т (с 1899) во Владивостоке. 4. У п р а в л е н и е с и с т е м о й н а р о д н о - по о б р а з о в а н и я . В XVIII в. Сиб., как и Россия, не имела спец. учреждений, ведавших школьно-образовательной работой. Школы бы­ ли в ведении «Приказов общественного при­ зрения». С учреждением мин-ва народного про­ свещения сиб. школы отошли в ведение «Окру­ га Казанского Университета». В виду обшир­ ности Казанского окр. в 1821 при округе была создана должность «визитатора сибирских учи­ лищ». Но с 1828 общее управление сиб. шко­ лами передано ген.-губернаторам Зап. -и Вост. Сибири. При губ-ствах были учреждены дол­ жности «главных инспекторов» училищ. Позд­ нее в Зап. Сиб. был образован учебный округ с попечителем во главе и окружными инспек­ торами в качестве его помощников. В Вост. Сиб. и на ДВ управление школами оставалось в ведении ген.-губернаторов до самой Февраль­ ской революции. Управление школами всейгуб. находилось в ведении директоров гимназий, а в уездах в ведении смотрителей уездных учи­ лищ. В связи с ростом начальных школ были учреждены для управления школами в начале XX в. должности «директоров» и «инспекторов народных училищ». В тех же целях (политиче­ ского надзора за школой) впоследствии были созданы губ. и уездные училищные советы. Училищные советы конструировались из выс­ ших чиновников губ. и у. учреждений и духов­ ных лиц под председательством губернатора (губ. советы) или крестьянского начальника (уездные советы). Управление церковно-приход­ скими школами с 1884 было построено по ти­ пу управленческих органов м:ин-ва народного просвещения: в уездах—«уездные наблюдатели школ» и «уездные училищные советы», в губ.— «епархиальные наблюдатели» и «епархиальные училищные советы». Если Европ. Россия в де­ ле развития и руководства Н. о. имела не­ которую отдушину в лице сословных земств, к-рые пытались руководить школами через .сво­ их инструкторов вместе с инспекторами народ­ ных училищ, то в Сиб. Даже и этого не было; управление делом Н. о. сверху донизу было бюрократическим. Лишь отдельные лица из сре­ ды купцов и чиновничества выступали иногда в качестве меценатов народного просвещения. Во второй половине XIX в. организуются: об-во попечения о народном образовании, об-во с о ­ действия физическому Боепитанию и др. частно­ просветительные общества. Деятелями этих об-в являются уже не отдельные меценаты, а груп­ пы мелко-буржуазной народнической интелли­ генции. Деятельность этих об-в направляется, гл. обр., на открытие новых элементарных об­ щеобразовательных школ (начальных и воскре­ сных школ, библиотек и т. п.). И. Советское культурное строительство. З а ­ дачи сов. просвещения четко были сформули­ рованы еще в 1919 в программе РКП(б): «В об ­ ласти народного просвещения РКП(б) ставит своей задачей довести до конца начатое с Ок­ тябрьской революции 1917 г. дело превращения школы из орудия классового господства бур­ жуазии в орудие полного уничтожения деле­ ния общества на классы, в орудие коммунисти­ ческого перерождения общества». «В период диктатуры пролетариата, т.-е. в период подго­ товки условий, делающих возможным полное осуществление коммунизма, школа должна быть не только проводником принципов коммуниз­ ма вообще, но и проводником идейного, органи­ зационного, воспитательного влияния пролета­ риата «а полупролетарские и непролетарские слои трудящихся масс в целях воспитания по­ коления, способного окончательно установить коммунизм». 1. О б щ и е у с л о в и я р а з в и т и я н а р о д ­ н о г о о б р а з о в а н и я в С и б и р и . В конце 1919 колчаковская контр-рев. была разбита. 10 ян­ варя 1920 постановлением Сибревкома был ор­ ганизован Сиб. Отдел народного образования. На местах при Ревкомах создавались губ. и уездные отделы народного образования. От кол­ чаковщины сов. власть в области народного просвещения, как и в др. областях, получила разрушенную школу. Школьные здания в горо­ дах и селах за годы войны были приведены в негодность (занимались для военных целей и для размещения тифэзных больных), учебные пособия расхищены. Сов. власти пришлось сра ­ зу же энергично взяться за йоестанювление школ. Первые годы сов. власти в Сиб. были отмечены бурным ростом просветительных уч­ реждений всех видов (школ, клубов, изб-чита­ лен, ликпунктов, библиотек и др.). Голод в По­ волжье сказался и на Сибири. Под влиянием трудностей, сеть школ Сиб. в 1921/22 несколько уменьшилась, хотя охват детей школой остался почти тот же. С 1923 вновь начинается рост просвещения в Сибири. В 1925 правительством было принято постановление! о введении к 1933/34 всеобщего обязательного начального обучения. С 1926 Сиб. приступила к планомерному осуще­ ствлению этого мероприятия. Завершение вос­ становительного периода, переход к периоду реконструктивному кзо всей остротой выдвинул вопрос о культурной рев., о максимально высо­ ких темпах культурного' строительства и, вместе с тем, о коренной соц. реконструкции сист. и ме­ тодов просветительной работы. Процесс соц. ре­ конструкции создал реальную базу для осуще­ ствления принципов пролетарской педагогики, строительства политехнической школы и при­ способления всего дела Н. о. к 'потребностям хоз.-полигического развития страны. Намечен­ ные и уже осуществляемые высокие темпы раз­ вития просветительной работы оказываются не- 1 остаточными и отстающими от темпов разви­ тия народного хоз-ва в целом. Сиб. в соответ­ ствии с директивами партии и правительства приступила к досрочному введению всеобщего обязательного начального обучения, поставила и постепенно разрешает задачу введения все­ общего обязательного 7-летнего образования детей; интенсивно развертывает работу по^ под­ готовке кадров для пром-сти и сел. хозяйства. 2. Д о ш к о л ь н о е в о с п и т а н и е . В дорев. Россия дошкольное воспитание, как мероприятие гос. масштаба, не существовало. Необходимость активного вовлечения женщин в общественно­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2