Сибирская советская энциклопедия_Том3
России три отсутствии ж. д. была мало доступ на. Вопрос об открытии ун-та был разрешен только в 1879. В 1888 был открыт в Томске ун-т в составе одного лишь медицинского факуль тета. Юридический фак-т был организован спустя 10 лет (1898). Вопрос об открытии не достающих фак-тов тянулся очень долго, встре чая сопротивление в бюрократических органах министерства нар. просвещения, и лишь толь ко после Февральской рев. в ноябре 1917 были открыты естественный и филологический фак ты. Начавшийся, после проведения ж. д., уси ленный рост капитализма в Сиб. выдвинул во прос об открытии в Сиб. технологического ин-та, к-рый возник в Томске же в 1900, в с о ставе механического и химического отделений (позже—фак-тов), к ним были вскоре же до бавлены: горный и инженерно-строительный. ДВ имел только одно высшее учебное заведе ние—Восточный ин-т (с 1899) во Владивостоке. 4. У п р а в л е н и е с и с т е м о й н а р о д н о - по о б р а з о в а н и я . В XVIII в. Сиб., как и Россия, не имела спец. учреждений, ведавших школьно-образовательной работой. Школы бы ли в ведении «Приказов общественного при зрения». С учреждением мин-ва народного про свещения сиб. школы отошли в ведение «Окру га Казанского Университета». В виду обшир ности Казанского окр. в 1821 при округе была создана должность «визитатора сибирских учи лищ». Но с 1828 общее управление сиб. шко лами передано ген.-губернаторам Зап. -и Вост. Сибири. При губ-ствах были учреждены дол жности «главных инспекторов» училищ. Позд нее в Зап. Сиб. был образован учебный округ с попечителем во главе и окружными инспек торами в качестве его помощников. В Вост. Сиб. и на ДВ управление школами оставалось в ведении ген.-губернаторов до самой Февраль ской революции. Управление школами всейгуб. находилось в ведении директоров гимназий, а в уездах в ведении смотрителей уездных учи лищ. В связи с ростом начальных школ были учреждены для управления школами в начале XX в. должности «директоров» и «инспекторов народных училищ». В тех же целях (политиче ского надзора за школой) впоследствии были созданы губ. и уездные училищные советы. Училищные советы конструировались из выс ших чиновников губ. и у. учреждений и духов ных лиц под председательством губернатора (губ. советы) или крестьянского начальника (уездные советы). Управление церковно-приход скими школами с 1884 было построено по ти пу управленческих органов м:ин-ва народного просвещения: в уездах—«уездные наблюдатели школ» и «уездные училищные советы», в губ.— «епархиальные наблюдатели» и «епархиальные училищные советы». Если Европ. Россия в де ле развития и руководства Н. о. имела не которую отдушину в лице сословных земств, к-рые пытались руководить школами через .сво их инструкторов вместе с инспекторами народ ных училищ, то в Сиб. Даже и этого не было; управление делом Н. о. сверху донизу было бюрократическим. Лишь отдельные лица из сре ды купцов и чиновничества выступали иногда в качестве меценатов народного просвещения. Во второй половине XIX в. организуются: об-во попечения о народном образовании, об-во с о действия физическому Боепитанию и др. частно просветительные общества. Деятелями этих об-в являются уже не отдельные меценаты, а груп пы мелко-буржуазной народнической интелли генции. Деятельность этих об-в направляется, гл. обр., на открытие новых элементарных об щеобразовательных школ (начальных и воскре сных школ, библиотек и т. п.). И. Советское культурное строительство. З а дачи сов. просвещения четко были сформули рованы еще в 1919 в программе РКП(б): «В об ласти народного просвещения РКП(б) ставит своей задачей довести до конца начатое с Ок тябрьской революции 1917 г. дело превращения школы из орудия классового господства бур жуазии в орудие полного уничтожения деле ния общества на классы, в орудие коммунисти ческого перерождения общества». «В период диктатуры пролетариата, т.-е. в период подго товки условий, делающих возможным полное осуществление коммунизма, школа должна быть не только проводником принципов коммуниз ма вообще, но и проводником идейного, органи зационного, воспитательного влияния пролета риата «а полупролетарские и непролетарские слои трудящихся масс в целях воспитания по коления, способного окончательно установить коммунизм». 1. О б щ и е у с л о в и я р а з в и т и я н а р о д н о г о о б р а з о в а н и я в С и б и р и . В конце 1919 колчаковская контр-рев. была разбита. 10 ян варя 1920 постановлением Сибревкома был ор ганизован Сиб. Отдел народного образования. На местах при Ревкомах создавались губ. и уездные отделы народного образования. От кол чаковщины сов. власть в области народного просвещения, как и в др. областях, получила разрушенную школу. Школьные здания в горо дах и селах за годы войны были приведены в негодность (занимались для военных целей и для размещения тифэзных больных), учебные пособия расхищены. Сов. власти пришлось сра зу же энергично взяться за йоестанювление школ. Первые годы сов. власти в Сиб. были отмечены бурным ростом просветительных уч реждений всех видов (школ, клубов, изб-чита лен, ликпунктов, библиотек и др.). Голод в По волжье сказался и на Сибири. Под влиянием трудностей, сеть школ Сиб. в 1921/22 несколько уменьшилась, хотя охват детей школой остался почти тот же. С 1923 вновь начинается рост просвещения в Сибири. В 1925 правительством было принято постановление! о введении к 1933/34 всеобщего обязательного начального обучения. С 1926 Сиб. приступила к планомерному осуще ствлению этого мероприятия. Завершение вос становительного периода, переход к периоду реконструктивному кзо всей остротой выдвинул вопрос о культурной рев., о максимально высо ких темпах культурного' строительства и, вместе с тем, о коренной соц. реконструкции сист. и ме тодов просветительной работы. Процесс соц. ре конструкции создал реальную базу для осуще ствления принципов пролетарской педагогики, строительства политехнической школы и при способления всего дела Н. о. к 'потребностям хоз.-полигического развития страны. Намечен ные и уже осуществляемые высокие темпы раз вития просветительной работы оказываются не- 1 остаточными и отстающими от темпов разви тия народного хоз-ва в целом. Сиб. в соответ ствии с директивами партии и правительства приступила к досрочному введению всеобщего обязательного начального обучения, поставила и постепенно разрешает задачу введения все общего обязательного 7-летнего образования детей; интенсивно развертывает работу по^ под готовке кадров для пром-сти и сел. хозяйства. 2. Д о ш к о л ь н о е в о с п и т а н и е . В дорев. Россия дошкольное воспитание, как мероприятие гос. масштаба, не существовало. Необходимость активного вовлечения женщин в общественно
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2