Сибирская советская энциклопедия_Том3

Сравнивая темпы роста школьной сети в Сиб. со всей империей необходимо учитывать, что в этот период шло бурное увеличение населе­ ния Сиб. за счет переселения. Рост ^количества учащихся по Сиб. в началь­ ных школах за период времени с 1894 по 1911 виден из след, данных: в 1894—63.749, в 1911— 268.188, на Д. Востоке соответственно—4.303 и 36.100. Несмотря на рост школьной сети, сте­ пень обслуживания детского населения началь­ ной школой в 1911 характеризуется так: На 100 дет. об. пола в возрасте 7—14 лет уча­ щихся На 100 жит. об- пола всего уча. щихся Зап. Сибирь Акмолинская обл. Семипалатинская обл. Тобольская губ. Томская губ. 13.2 15,4 15,7 14.3 2,55 0,97 2,74 2,87 Вост. Сибирь Енисейская губ Иркутская губ. Якутская обл. Забайкальская обл. 17,9 2 2 , 2 4,1 16,5 3,26 4,11 0,71 3,16 Дальний Восток Амурская обл. Приморская обл. Камчатская обл. Сахалинская обл. 38,7 29,1 27,9 5,95 4,06 1,05 2,71 В годы империалистической и гражданской войн сеть школ и др. учреждений народного образования в Сиб. несколько понижается про­ тив 1911 года. 2. С р е д н я я и п о в ы ш е н н а я о б щ е о б ­ р а з о в а т е л ь н а я шк о л а . Первая попытка царского правительства к созданию ар. обще­ образовательной школы относится 'к екатери­ нинским временам, когда под влиянием идей французских энциклопедистов правительство на­ чало заниматься вопросами просвещения детей привилегированных классов. Значит, позднее (в конце XVIII в.) потребность в грамотных людях для занятия мелких чиновничьих должностей в учреждениях вызвала необходимость создания для некрепостного, гл. обр., гор. мещанства, купечества и чиновничества общеобразователь­ ной повышенной школы 2-х ступеней: малые народные училища и гл. народные училища. В Сиб. было открыто 3 пл. народных училища— в Тобольске, Колывани и в Барнаульском заво­ де. В начале XIX в. было создано министерство народного просвещения и появилось положение о гимназиях и об уездных и приходских учи­ лищах (1804). По уставу гимназии имели 4- годичный курс обучения, по позднейшему же уставу 1828 курс в них был увеличен до 7 лет. В 1864 наряду с (классическими гимназиями, ком­ плектовавшимися детьми дворян и чиновной ари­ стократии, появились т. наз. реальные гимназии, переименованные в 1871 в реальные училища. Реальные училища предназначались гл. обр. для детей фабрикантов, купцов. Число учащихся в первых гимназиях было ничтожно: даже в 1855 общее количество учащихся в Тобольской, Том­ ской и Иркутской гимназиях составляло всего лишь 482 человека. К 1906 в Сиб. было 7 гим­ назий и 8 реальных училищ с 5.369 учащимися. В области женского ср. образования до 60-х гг. XIX в. учебных заведений в Сиб. не суще­ ствовало, если не считать частных низших школ для девочек и 3—4 школ повышенного типа, учрежденных в 50-х гг. спецально для девиц «благородного и духовного звания». С 60-х гг. в ряде сиб. городов начинают возникать жен­ ские училища 2-го разряда (в Иркутске, Ени­ сейске, Тюмени, Ишиме, Ялуторовске, Тюка- линске, Каинске, Верхнеудинске,. Чите и Нер­ чинске). В 1863 создаются женские училища 1-го разряда в Омске и Томске. В следующем десятилетии за женскими училищами 1-го раз­ ряда упрочивается наименование «женских гим­ назий», а за училищами 2-го разряда—«женских прогимназий». Женские гимназии имели более суженную программу по сравнению со юр. муж­ скими учебными заведениями, а потому и не были «полноправными» ср. учеб. заведениями. В 1917 в Сиб. числилось до 70 женских учеб­ ных заведений (гимназий и прогимназий, казен­ ных и частных). Промежуточное положение между низшей и ср. школой занимали уездные училища, преоб­ разованные в 1874 в гор. училища, а в 1912 пе­ реименованные в высшие начальные училища. В 1883 гор. училищ в Сиб. было 36 с 1.719 уча­ щимися. В 1907 их насчитывалось 50 с 7.381 уча­ щимся, а на 1 января 1919 высших начальных училищ числилось 349 с 65.701 учащимся; боль­ шинство из них, особ, в селах, оборудованы были плохо. 3. С о с л о в н о - п р о ф е с с и о н а л ь н о е и с п е ц и а л ь н о е о б р а з о в а н и е . Профес. учебные заведения в царской России открыва­ лись правительством гл. обр. по настоянию куп­ цов, заводчиков и фабрикантов, требовавших для своих предприятий служащих и специали­ стов. Ср. и высшие профес. учебные заведения комплектовались в основном детьми торговой и пром. буржуазии и служилой технической ин­ теллигенции. В них вводилась высокая плата за обучение с тем, чтобы беднейшие классы не проникали в эти учебные заведения. Др. сослов­ ными учебными заведениями являлись кадет­ ские корпуса (военные гимназии) в Омске и Хабаровске и юнкерское училище в Иркутске. В 1873 Иркутская реальная гимназия была пре­ образована в ср. техническое училище, а в 1882 было открыто механико-техническое училище в Омске. В 1902 было открыто техническое ж.-д. училище в Томске, несколько позднее в Омске, Красноярске и Хабаровске. В это же время появляются и первые коммерческие училища (Омск, Тюмень, Томск, Иркутск, Чита, Влади­ восток). Низшие коммерческие училища (торго­ вые школы) были открыты после 1910 в Омске, Тобольске, Томске, Красноярске и Иркутске. Переселенческая организация Сиб. требовала открытия ср. землемерных училищ. С 1905 по 1915 было открыто 3 таких училища в Омске, Красноярске и Чите. Ср. педагогические учеб­ ные заведения в Сиб. возникли в 1873: были открыты учительские семинарии в Омске, Крас­ ноярске и Иркутске. Расширение сети педаго­ гического образования произошло только в 1903, когда были открыты семинарии в с. Павловском (в 1912 переведена была в Ново-Николаевск) и Семипалатинске. Позднее были открыты учи­ тельские семинарии в Минусинске, Нижнеудин- ске, Чите и Никольск-Уссурийске. Первый учи­ тельский ин-т для подготовки учителей город­ ских, а впоследствии высших начальных учи­ лищ, был открыт в Томске в 1902; затем были открыты такие же институты в Иркутске (в 1909) и Омске (в 1912). Высших учебных заведений в Сиб. до 80-х гг. не существовало. Вопрос об открытии ун-та в Сиб. поднимался под влиянием либеральных кругов сиб. буржуазия еще в середине прошло­ го столетия. Высшая чиновная знать также тре­ бовала для своих детей высшей школы, т. к. посылка их в ун-тские города Европейской

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2