Сибирская советская энциклопедия_Том3

тесно связывается с пе­ рестройкой всей проф­ союзной работы в на­ правлении улучшения самой производствен­ ной работы, на основе соц. соревнования и ударничества. Эта пере­ стройка у Союза про­ шла не вполне безбо­ лезненно. Тяжелое наследство, полученное им от вре­ мен самодержавия вместе с работниками ведом­ ственного аппарата, продолжало еще сказы­ ваться в проникновении в краевое правление союза оппортунистических настроений, про­ явившихся в ЦК союза в 1929 («ягломзвщина»), в бытовом разложении отдельных руководящих работников (1930), в недостаточно энергичном проведении сиб. организациями союза лозунга «лицом к производству» и борьбы с перебоями аппарата, при быстром росте его нагрузки. Не­ смотря на периодическую чистку аппарата, от­ дельные проявления бюрократизма доходили до прямого вредительства (процесс работников Н.- Сиб. почт.-тел. конторы в 1931). I Зап.-Сиб. с’езд (9 января 1931) наметил конкретные меры борьбы с оппортунистическими настроениями среди работников связи, в результате чего союз добился некоторых успехов в производственной работе. Число ударников по Зап. Сиб. за 1931 поднялось с 1 тыс. до 3,3 тыс. и охватило к концу года 38,7% штата. Соревнованием было охвачено 26,7%. 14 коллективов соревнуются в целом. На хоз. расчет перешло 8 предприятий в целом, 35 отдельных цехов и 43 бригады по отдельным предприятиям. Прогрессивной сдель­ щиной за год было охвачено полторы тысячи работников. В 1932 должен был закончиться пе­ ревод всех предприятий на 7-часовой рабочий день. Союз включился в массовую работу по соц. реконструкции деревни и шефствует над 66 колхозами. Во время посевной кампании 1931 союзом по Зап. Сиб. было оборудовано 44 ра- дио-устаиэвки в колхозах и 15радио-цередвижек непосредственно на колхозных полях. Перевы­ боры союзных органов прошли в порядке со­ ревнования по общественно-массовой работе между Вост.-Сиб. и Зал.-Сиб. крайотделами. НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. С о д е р ж а ­ ние: П р о ц е н т г р а м о т н о с т и Городское население Сельское население Годы пере­ писей в дорев. России в европ. ча­ сти России в Сибири в дорев. России в европ. ча­ сти России — -------- j в Сибири ! м. ж. м. ж. м. ж. м. ж. м. ж. м. ж. 1897 1920 I 54,0 65,2 35,5 52,7 58.5 67.6 38,2 55,4 47,9 61,1 28,8 46,5 25,2 39,9 9,8 18,3 28,4 10,3 39,2 ' 20,1 15.3 26.4 3,2 9,1 I. Д о р е в о л ю ц и о н н ы й период. 1) Массовая нач. школа. 2) Средняя и повышенная общеобразовательная школа. 3) С о сл овн о-п роф е сси о- нальное и специальное обра­ зование. 4) Управление системой на­ родного образования. II. С о в е т с к о е к у л ь ­ т у р н о е с т р о и т е л ь ­ с т в о . 1) Общие условия развития Н. о. в Сибири. 2) Дошкольное воспитание. 3) Низшая и средняя обще­ образовательная школы. 4) Массовая культ. -полит. работа с детьми и подрост­ ками. 5) Комсомол и пионеры в школе. 6 ) Социально-правовая ох ­ рана несовершеннолетних и борьба с беспризорностью. 7) Повышенное образова­ ние взрослых. 8 ) Массовая политико-про- свет. работа среди взрослого населения. 9) Подготовка кадров. 10) Просвещение националь­ ных меньшинств. 11) Материальная база Н. о. 12) Итоги работы. I. Дореволюционный период. Царская Россия по -культурному уровню занимала одно из по­ следних мест между др. капиталистическими странами. На фоне общего бескультурья стра­ ны наиб, отсталыми являлись ее окраины, в т. ч. и Сибирь. Сопоставление показателей грамот­ ности по переписям 1897 и 1920 дает красно­ речивое свидетельство этого (см. таблицу на стр. 646). Культурное развитие сознательно задержива­ лось под разными предлогами царским прави­ тельством во всей стране, и особ. ,на окраинах. Кроме, приведенных данных, об этом свиде­ тельствуют исторические данные о развитии просвещения в Сибири. 1. М а с с о в а я н а ч а л ь н а я шк о ла . Н. о. в Сиб. началось с возникновения духовных, цер­ ковных школ, имевших своим назначением гл. обр. подготовку служителей религиозного куль­ та. Первая духовная школа в Сиб. была осн. в 1703—1704 при Тобольском архиерейском доме; впоследствии она была преобразована в духов­ ную семинарию. Светская школа в Сиб. воз­ никает в 20-х гг. XVIII в. в виде специальных школ (навигацких, геодезических, цифирных и т. д.). В Нерчинске, Барнауле и Змеиногорске в середине XVIII в. были открыты горнозавод­ ские школы (см.). Все эти школы не привились в Сиб. и вскоре же закрылись. Возникновение начального народного обучения в Сиб. -нужно отнести к началу XIX в., когда начали созда­ ваться т. наз. приходские училища. К 1865 на территории Сиб. от Урала до Енисея насчиты­ валось 21 приходское училище с 1.164 учащи­ мися. В 60-х гг. XIX в. стали возникать в Сиб. и сел. школы, имевшие целью подготовку гра­ мотных людей для занятия писарских должно­ стей в учреждениях министерства гос. иму- ществ. Небезынтересна история школьного дела в казачьих войсках Зап. Сибири. Еще в 1815 войсковой атаман Брошевский издал приказ уч­ редить школы во всех поселках, в каждой кре­ пости. Разумеется, план этот не мог быть тог­ да осуществлен. В связи с развитием капитализма в Сиб. на­ чинают возникать начальные школы—одноклас­ сные и двухклассные. Около того же времени возникают учительские семинарии в Омске, И р ­ кутске и Красноярске. Школы различных ве­ домств (за исключением духовного вед-ва) пе­ реходят в ведение мин-®а народного просве­ щения; число их несколько увеличивается. Од­ новременно духовное вед-во начинает усилен­ но насаждать клерикальные школы элементар­ ной грамотности (церковно-приходские), число к-рых с 229 в 1881 возрастает до 2.251 в 1896. Самодержавное правительство рассчитывалопри помощи этих школ формировать в молодом поколении «простоиародия> религио-зно-патрио- тическую идеологию. Конец XIX в. является периодом наиб, интенсивного их развития. Развитие сети начального образования, по данным переписи 1911, за этот период по Сиб. представляется в следующем виде: Т е р р и т о р и я Число начальных школ в 1894 в 1911 Сибирь 1 2.12 j 5.197 ! Д. Восток 150 671 1 Вся имг ерия 60.599 I 100.749

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2