Сибирская советская энциклопедия_Том3
тура), по существу представляющий собою то же самое, что и передвижная почта. За счет полученной от этой реформы денежной эконо мии удалось продолжить развитие сети внутри районной почт, связи в форме, гл. обр., кон ных сел. письмоносцев. Благодаря установлению передвижной почты к концу 1927 вне почт, се ти остались лишь пункты с небольшим количе ством населения. Передвижная почта, проникая в отдельные окраины, не только передает пись ма и пр. корреспонденцию, но и вербует под писчиков на газеты, распространяет литературу. Значение почт, аппарата дополняется его ра ботой в деревне по сбер. кассам и распростр. гос. займов. П о ч т о в ы е т р а к т ы н а 1 я н в а р я 19 3 2 Наименование трактов и кем обслуживаются Протяжен, в км Зап.- Сиб. край Вост.- Сиб. край j Межрайонные почт, тракты 1 Ннутрирайонные сельские в оба конца- Обслуживание почттрактов осуществляет. а) Ведомствен, конно-почт. ст. б) Колхозами платно в) То же—бесплатно г) Частными лицами д) Автотранспортом 9.260 97.264 V052 101.256 2.293 1.323 1 . 2 1 0 21.237 47.2-58 58.170 7.125 3.200 Из табл. видно, что обслуживание почт, трак тов, гл. обр., падает на соц. сектор—колхозы и в незначит. части на ведомства ;и частных лиц, лреим. в районах со слабой коллективизацией сел. хозяйства. Недостаточно еще развито об служивание трактов автотранспортом, из-за не достаточного снабжения автомашинами и ча стичной неприспособленности путей для их дви жения. , По рекам Зап.-Сиб. края Иртышу, Оби, частью Енисею, перевозка почт в навигационное вре мя осуществляется путем открытия на крупных пристанях агентств и почт, агентов на паро ходах, производящих все почт, операции в пу ти, а также обмен почт при остановках. Кроме перечисленных способов перевозки почт по трактам, ж.-д. и водным путям, с 1930 по Зап.-Сиб. краю положено начало обмена почт по воздушным путям: Москва — Омск — Н.-Сиб.—Иркутск, Иркутск—Якутск и Верхне удинск— Улан-Батор. В 1931 добавлена новая линия Н.-Сиб.—Кемерово—Сталинск. Перевозка почт производится Всесоюзным об’единением гражданского флота. Во 2-м пятилетии 1933—37 намечается корен ная реконструкция перевозки почт как по трак там, так равно и по жел. дорогам, водным и воздушным путям. Увеличение автопарка до 3.000 машин, к концу 2-го пятилетия, в значит, степени ускорит движение почт между районами и сократит сроки доставки корреспонденции. С развитием ж.-д. строительства увеличится парк почт, вагонов, при чем на гл. магистралях почт, вагоны заменяются спец. почт, поездами с вагонами нового типа большей грузопод’емно- сти и новой конструкции оборудования. ГО Телеграф. Первая телеграфная линия в Сиб. —от Екатеринбурга до Омска проведена была в 1862, а в след, году продолжена до Том ска. В 1863—70 произведена постройка линии между Мариинском и Николаевском-на-Амуре. Такое сравнительно раннее возникновение те леграфа в Сиб. было обусловлено не только нуждами управленческого порядка, но и по требностями капиталистического освоения Сиб. и ДВ рынков, привлекавших в знач. мере и ино странные капиталы. Вслед за постройкой маги стральной линии были созданы ответвления к Барнаулу, Змеиногорску, Кузнецку и пр. Даль нейшее развитие телеграфной сети проходило на основе коммерческого расчета, за исключе нием линий, имеющих особо знач., как, напр., созданная в 1905 линия Бийск—Кош-Агач (на границе с Монголией). Если развитие телеграф ной сети для охвата городов шло довольно быстро, то развитие той же сети в направлении охвата сел.пп.отличается крайнеймедленностью. Почин в деле постройки сел. телеграфной ли нии, как правило, принадлежал населению, бравшему на свой счет немалую долю расхо дов по сооружению. Телеграфная сеть Сиб. в 1914 продолжала оставаться на уровне, далеко не удовлетворявшем возросшим потребностям сиб. населения. Телеграф в селениях и даже вол. правлении—явление редкое по тому .вре мени. Гражданская война 1918—20, а затем ли квидация бандитизма нанесли телеграфным со оружениям немалый вред. Восстановление раз рушенных линий потребовало много времени и напряженных усилий с первых же лет сов. строительства. Несмотря на сильный урон, на несенный телеграфной сети за годы гражд. вой ны и тяжелые хоз. затруднения в первые годы восстановительного периода, общее количество телеграфных ст. по всей Сиб. в 1927 все же до стигло 540; на 1 января 1930 их стало уже 1.243. Пользование услугами телеграфа характери зуется след, цифрами по б. Сиб. краю; Г о д ы Отправлено телеграмм Принято телеграмм 1923/25 1926/26 1У28/29 То же по Зап.-Сиб. краю: 1929/30 1931 854.570 1.264.480 1.464.740 2.124.472 3.025.063 994.080 1.301.970 1.731.631 2.325.933 3.612.012 После районирования 1930 и разделения Сиб. края «а два края; Зап.-Сйб. и Васт.-Сиб. ирая охват их телеграфной сетью на 1 января 1932 представляется в след, виде (в %): Телеграфная сеть На 1 янв. 1931 На 1 янв. 1S32 Н а 1 янв. 1931 Н а 1 янв. 1932 Зап.-Сиб. край Вост.-Сиб. край Риков 80 95 89,3 92,0 Сельсоветов телефонизи рованных 6 9 17,6 19,6 IV. Телефон. Начало применения телефона в Сиб., как средства общественного пользования, относится к концу XIX столетия. Наиб, разви тие телефонная сеть получает уже в послеок тябрьский период. Т. не м. до 1924 телефон обслуживал потребности в сношениях только внутри населенных пп. (гл. обр., городов). С 1924 появляются междугородные и сел. теле фонные сообщения, при чем временно с 1923— 24 и 1926 они находились в ведении местных исполкомов. В границах б. Сиб. края перед его разделением (1930) насчитывалось всего 34 се ти. Телефонные сети по техническому обору дованию в достаточной мере примитивны, в связи с, чем начато переустройство их на но вейшие системы, напр, в Н.-Сиб. устаревшая сеть заменена автоматической. К' 1932 в каждом гор., в некоторых поселках гор. типа и в части районных цц., особенно в районах б. округов
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2