Сибирская советская энциклопедия_Том3

Финском заливе, фирме Армстронг в Англии, по проекту Макарова, был сделан заказ на по­ стройку Л. «Ермак», к-рый весной 1899 спу­ щен на воду. После удачного испытания «Ер­ мака» во льдах Финского зал., на этом Л., под руководством Макарова же, был совершен по­ ход в Сев. Полярное м. к оерегам Шпицберге­ на, где в несколько дней удалось достичь 81° 28, с. ш. В результате первого плавания на Л. «Ермак» были произведены переделки: был снят носовой винт, в силу чего пришлось пе­ ребрать весь набор носовой части корпуса за­ ново и изменить ее обводы, и в конструкции был предусмотрен ряд усовершенствований, что сделало «Ермака» прототипом современных мощных ледоколов. Особенностями Л. «Ермак» среди др. явились: параболический вид шпан­ гоутов и соответственная кривизна бортов и дна для того, чтобы лед не мог его сжимать, а приподнимал из воды; возможность быстро­ го значит, изменения дифферента (наклонений корабля в продольном направлении) путем пе­ рекачки воды из носовых танков в кормовые и обратно на случай, если бы Л. затерло льдами и нужно было бы раскачиванием оторвать его от ледяного припая; расположение парового отопления с расчетом на нагревание наружных бортов для оттаивания намерзшего льда и пр. «Ермак», по своим размерам и мощности, до сего времени является одним из крупнейших Л. в мире; не уступает ему по мощности толь­ ко Л. «Красин», свободно двигающийся (без остановок и разбега) по сплошному ровному льду Финского залива толщиною до 120 см. По своему типу Л. подразделяются на Л.- тараны (ледорезы) и Л.-ледоломы. Ле д о к о л - т а р а н более приспособлен для работы во льдах, к-рые хорошо раздвигаются, когда Л., разламывая даже крепкие льдины, отжимает их в стороны, имея запасные пространства в полыньях. Такая работа требуется от Л. в по­ движных льдах, напр, летом в Полярном м., ко­ гда льды сжимаются и разжимаются ветрами. Нос Л.-тарана имеет форму прямого клина, к-рым он работает, входя в лед с сохранением нормального положения ватерлинии (не изме­ няя дифферента). Л е д о к о л-л е д о л о м впол­ зает на лед, действуя на него своей тяжестью сверху вниз, для чего носовая часть имеет форму ложкообразную или в виде наклонно­ го клина. Этот тип Л. предназначается для ра­ боты в сплошном льду. Л. с ложкообразным носом, т. наз. гамбургского типа, хорошо ра­ ботает в хрупком сплошном ледяном поле, но в вязком льду или в «ледяной каше» движение затрудняется. Этот недочет Л.-ледолома, до из­ вестной степени, устраняется при конструкции носовой части в виде косого клина. Современ­ ные наши Л.-ледоломы имеют форму носа в виде косого клина с наклонным ребром под углом 20—30° к горизонту, с плоскими от форш­ тевня гранями, плавно переходящими в кри­ вые очертания остального корпуса. Для успеш­ ности работы в вязком кашеобразном льду на Л. устраивается носовой винт, к-рый струей воды, создающейся от его действия, размы­ вает сгущения впереди Л. и, кроме того, со ­ действует работе Л. в ровном ледяном поле, угоняя воду под корпус Л. и создавая полость перед носовой колющей частью, благодаря че­ му сопротивление льда уменьшается; но носо­ вой винт мешает Л. работать в мощных льдах, почему вооруженный таким винтом Л. «Ленин» не пригоден для арктических плаваний среди тяжелых льдов. Из сов. Л. в настоящее время наиб, мощными являются: «Красин», «Ермак», «Ленин», «Добрыня Никитич», «Давыдов», «Фе­ дор Литке» и «Трувор», из к-рых только один «Федор Литке» — Л.-таран (ледорез). В Полярном м., в частности в морях, омы­ вающих Сиб. побережье — Карском, Лаптевых и Сев.-Вост., заполненных б. ч. года плаваю­ щим льдом, для экспедиционного плавания счи­ тается целесообразным применение крепких, небольших, деревянных судов с ледяным поя­ сом (усиленная обшивка по ватерлинии), как более приспособленных для жилья в низких температурах, — более прочных при ударах об лед и легче исправляемых судовыми средства­ ми. Такое мнение особ, укрепилось после экс­ педиции Ф. Нансена в 1894—96 на пароходе «Фрам». Подобные суда употреблялись перво­ начально и для коммерческих сообщений Сев. Морским путем в устья Оби и Енисея; так, в 1893—97 пароходами «Лорна-Донне» и «Блан- катра» сопровождались коммерческие суда, сле­ довавшие через Карское м. в Сиб., при чем па­ роходы исполняли назначение Л. и помогали коммерческим судам при встрече со льдами. В 1905 была попытка использования в Карском м. Л. «Ермак», окончившаяся неудачей (Л. сел на камень в Югорском Шаре). В 1909 на Нев­ ском судостроительном заводе были построе­ ны транспорты «Таймыр» и «Вайгач» для ис­ следования вод Полярного м., прилегающих к берегам Сибири. Это — транспорты водоизме­ щением по 1.500 т каждый с одной гл. маши­ ной в 1.200 1 HP. В 1910—15 «Таймыр» и «Вай­ гач» работали в сиб. морях к В. от Таймыр­ ского п-ова; с них были открыты о-в Вилькиц- кого и о-ва Сев. Земли. В 1914— 15 оба транс­ порта совершили переход Сев. Морским путем из Владивостока в Архангельск, выдержав зи­ мовку во льдах у Таймырского полуострова. В 1918 «Таймыр» и «Вайгач» участвовали в гид­ рографической экспедиции в Карском м., при чем «Вайгач» погиб в Енисейском зал., наско­ чив на подводную скалу у мыса Ефремов Ка­ мень; транспорт «Таймыр» до сего времени ис­ пользуется Гидрографическим Упр. для плава­ ния к берегам Новой Земли и в Карском море. В июне—июле 1920 плавали в Карском море. Л. «Красин» и «Ф. Литке» для оказания помощи затертому льдами ледокольному пароходу «Ма­ лыгин» (б. «Соловей Будимирович»). Начиная с 1920 сов. правительством установ­ лены регулярные коммерческие сообщения Сев. Морским путем (см. Карская экспедиция), при чем при следовании Карским м. коммерческие суда сопровождаются конвоиром, он же ледо­ вый разведчик, в качестве к-рого до 1929 при­ менялся один из ледокольных пароходов Бе­ лого м. — «Седов» или «Малыгин»; в 1921 в Карском м. был еще Л. «Ленин», сопровождав­ ший группу из 5 иностранных коммерческих судов. Ледокольные пароходы отличаются от обычных крепостью корпуса, несколько видо­ измененными обводами его, соответственным форштевнем, ледяным поясом и сильной ма­ шиной. В 1929, вследствие резкого увеличения грузооборота Сев. Морского пути (26 судов;, для работ в Карском м. был использован Л. «Красин». В этом же году Л. «Ф. Литке» со ­ вершил плавание из Владивостока на о-в Вран­ геля для смены личного состава управления о-вами Врангель и Геральд и снабжения сов колонии. В 1924 для водружения советского флага и снятия канадской колонии на о-в Вран­ геля из Владивостока ходил Л. «Красный Ок­ тябрь»— теперь «Давыдов». В 1930, когда к сиб. портам на Оби и Енисее пришло 50 судов, их сопровождали Л. «Ленин» и «Малыгин». В дальнейшем развитии мореплавания в припо­ лярных морях, омывающих побережье Сиб., ле­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2