Сибирская советская энциклопедия_Том3

оркестры. Музыка являлась достоянием высшего чиновничества и купечества,—широкие же массы трудящихся стояли в стороне. XIX в. приносит в Сиб. оживление музыкальной деятельности. Особ, содействуют этому оживлению полити­ ческие ссыльные — декабристы, польские по­ встанцы, а также военнопленные. Декабристы, среди которых были прекрасные музыканты (Одоевский, Вадковский, Крюков, Юшневский и др.), явились пионерами камерной музыки а Сиб., составив столичный струнный квартет и другие ансамбли. Во 2-й половине XIX столетия в Сиб. по­ являются первые музыкальные гастролеры. Из­ вестно, что такие гастроли пользовались боль­ шим успехом, и «все здешние любители и лю­ бительницы охотно принимали участие в этом музыкальном торжестве» (Иркутская летопись). В это же время начинают возникать духовые и салонные оркестры при клубах и обществен­ ных собраниях. Тогда же в Сиб. появляются первые оперные и опереточные труппы. Одна­ ко систематическая музыкальная деятельность начинается лишь с открытием в сиб. городах отделений Русского Музыкального Общества (РМО). Первое такое отделение открылось в Омске (1874). Организованный в 1876 в Томске любительский музыкальный кружок в 1879 ре­ организуется в отд. РМО, просуществовавшее затем 40 лет. Попытки об’единения местных музыкальных сил в муз. об-ве и кружки дела­ лись и в др. городах Сиб. («Мелодия»—в Ир­ кутске, «Об-во любителей музыки»—в Красно­ ярске и др.). Начало XX в. характеризуется усилением работы всех этих об-в и открытием ряда новых («Сибирское хоровое певческое об- во» в Томске, «Филармоническое об-во» в Ом­ ске). В некоторых сиб. городах существовали музыкальные школы Русского Музыкального Общества. 1920—год окончательного утверждения сов. власти в Сиб.—является переломным годом для развития М. к. в крае. Вновь возникающие во многих городах музыкальные школы становят­ ся центрами музыкальной деятельности. Отде­ ления РМО постепенно отмирают. На смену им вырастают новые об-ва («филармоническое» в Красноярске), ведущие свою работу под зна­ ком внедрения музыки в широкие массы трудя­ щихся. Концертная деятельность муз. учебных заведений и об-в переносится, гл. обр., в ра­ бочие клубы, на обслуживание крупнейших про­ мышленных предприятий, а позднее и в дерев­ ню (бригадные выезды). Быстро растет музыкальная самодеятельность масс—при клубах, красных уголках и избах- читальнях возникают кружки, хоровые, рус. народных инструментов, «неаполитанские». Из­ вестны даже случаи организации в деревне о р ­ кестров симфонического типа (коммуна «Май­ ское утро», Косихинский район). Музыкальные техникумы ведут широкую про­ паганду классических музыкальных образцов (камерных и симфонических), ставят оперные отрывки, а иногда и целые оперы (Красноярск, Томск). Наряду с этим проводится большая работа по внедрению в массы новой песни, отражающей классовую борьбу и интересы про­ летариата в период социалистического строи­ тельства (композиторы РАПМ). Организуются филиалы РАПМ—в Омске, в Томске, ведущие борьбу за пролетарскую музыку, против цы­ ганщины и фокстрота, против аполитичности музыкальной работы. Активным проводником новой музыки в массы, особ, на селе, является радио, систематически ведущее массовую музыкально-воспитательную работу. Письма радиослушателей, получаемые сиб. радиовещательными ст., показывают боль­ шой культ, рост и повышающиеся требования массовой аудитории. Руководство концертно-эстрадной и оперной деятельностью сосредоточено сейчас в Краевых Упр. зрелищными предприятиями. Общее же художественное и идеологическое руководство осуществляется краевыми к-тетами по делам искусств. За последние годы Сиб. имела воз­ можность познакомиться с рядом первоклассных артистов и ансамблей (квартеты им. Вильома, им. Ауэра, скрипач Ойстрах и др.). С конца 1931 в Н.-Сиб. театре организуются систематич. симфонические концерты, с составом оркестра до 50 человек. На территории Сиб. постоянно работает театр оперы и балета, а также му­ зыкальная комедия (оперетта). Перспективы развития М. к. в Сиб. чрезвы­ чайно широки, особ, в части роста самодеятель­ ного музыкального искусства. Последнему особ, способствует организация Краевого Дома Само­ деятельного Искусства (ДИСК) и райдисков на местах (Зап.-Сиб. край). С окончанием по­ стройки большого театра Дома Науки и Куль­ туры в Н.-Сиб.—будет возможно существование постоянного симфонического оркестра и орга­ низация массовых музыкальных празднеств (по образцу музыкальных олимпиад Москвы и Ле­ нинграда). М. М и л ь ш т е й н МУЙСКИЕ ХРЕБТЫ ( С е в е р ный и Ю ж- н ый)— представляют водораздельные массивы к С. и Ю. от р. Муи (лев. прит. Витима) и к С.-В. от оз. Байкал. Сев. М. х. расположен меж­ ду pp. Верх. Ангарой и Муей, Юж. М. х.—меж­ ду Муей и верх, частью р. Ципы. На В. оба М. х. подходят к Витиму, за к-рьш возможна связь их со Становым хребтом (см.). Выс. пере­ валов колеблются от 1.000до 1.500 м, а отдельные вершины достигают 2.000 м абс. высоты. Мас­ сив имеет типичный высокогорный ландшафт с сильными контрастами высотных отношений, чрезвычайно расчленен и глубоко размыт. Ме­ стами горы имеют остроконечные и остроре­ берные контуры, местами вершины и гребни от­ дельных возвышенностей и крупных массивов— равнинны; речные долины часто принимают ха­ рактер ущелий. Геологически М. х. представля­ ют весьма сложный комплекс метаморфических и слоисто-кристаллических пород, частично до- кембрийского, частью же палеозойского возра­ ста, собранных в складки и иногда прорванных массивно-кристаллическими породами гранитно­ го, гранито-диоритового, диоритового и (ре­ же) диабазового типа. Встречаются моренопо­ добные ландшафты (цирки, кары). Л и т.: Мейстер, А . Средне-Витимская горная страна, „Гео­ логии. исследования в золотоносных областях Сибири", Лен­ ский район, в. V II, СПб., 3910. МУКОМОЛЬНАЯ И КРУПЯНАЯ ПРОМЫШ­ ЛЕННОСТЬ.—Развитие М. п. Сиб. в дорев. время можно подразделить на два этапа. Гранью, от­ деляющей первый этап от второго, является момент проведения Сиб. ж. дороги. В первый период, зарождаясь вблизи сиб. городов, М. п. имела узко-местное знач., обслуживая немного­ численное еще гор. население. Сел. население пользовалось крайне примитивными, деревенски­ ми мельницами, различными «мутовками», «вет­ рянками» и «колесухами» первобытного устрой­ ства. Часть сел. мельниц принадлежала, на праве общественной собственности, сел. об-вам, или отдельным селениям, часть кулачеству и зажи­ точным. Вблизи же городов постепенно разви­ вались предпринимательские мельницы полуто-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2