Сибирская советская энциклопедия_Том3

ясно указывают на их феодальное происхожде­ ние, мы находим богато развитую систему диа­ тонических ладов, с диапазоном, часто превы­ шающим октаву. Структура мелод. линии приб­ лижается к типу мелодики др. азиатских народов с развитыми феодальными отношениями. В боль­ шинстве мелодий—принцип «опевания» ступе­ ней диатонического лада, начинающееся с заки­ дывания голоса на верхнюю границу лада, и постепенно спускающегося книзу (№ 34). Пьесы для домбры указывают на крепкие профессио­ нальные традиции виртуозности. Две струны домбры искусно используются для получения двухголосия; нижний голос то остается на ме­ сте, то следует за верхним параллельными квар­ тами или квинтами. Т. о., казакское двухголосие имеет уже элементы гармонии и полифонии. Поэтому можно предполагать, что переход к более сложным типам музыкального творчества, к-рый должен будет совершаться в процессе строительства соц. музыкальной культуры, у казаков может произойти легче, на основе име­ ющейся, уже довольно высоко развитой системы музыкального мышления, соприкасающейся с общеевропейской. Музыкальные инструменты. Самый распро­ страненный, в особенности среди народов се­ вера, инструмент—так наз. «варган», или губная гармоника, состоит из металлической пластинки, согнутой дугообразно или прямой, с прикреп­ ленным к ней язычком. При игре инструмент вставляется в рот, заменяющий резонатор. Звук извлекается путем вибрации язычка, к-рый приводится в движение пальцем. У тунгусов варган наз. «пондывко­ ун» или «кангынкоун» и делается также из де­ рева или кости. У бу­ рят он наз. «омол-хур» или «темир-комыс*. у якутов—«хомыес», у та­ тар и алт. турок—«те- мир-комыс». У деревян­ ного инструмента ви­ брация язычка произ­ водится подергиванием нитки, привязанной за его основание. Из деревянных духо­ вых наиб, распростране­ ны дудки, число голосовых отверстий к-рых бывает различно, в зависимости от интонацион­ ной системы данного народа. У тунгусов дудки делаются из коры молодых деревьев (холокта) или камыша (фойке). На фойке играют, опустив один конец в воду и втягивая воздух. У алтай­ ских народов дудки делаются из стебля зон­ тичного растения и наз. «шогур» или «шор»; у казаков из дерева, имеют 12 отверстий и на­ зываются «сыбызгы». Металлические духовые встречаются только в дацанской музыке. Это: «ухэр-бурэ»,—трех­ коленная раздвижная труба до 4 к длины. Уп­ равляют ею двое: один поддерживает раструб, другой извлекает звуки. «Гандын»—слегка изо­ гнутая труба с раструбом в виде раскрытой пасти дракона. Кроме того в дацанский оркестр вхо­ дит «бишкур»—деревянная труба с металличе­ ским раструбом, двойной тростью и шестью голосовыми отверстиями, и «дон-бурэ»—труба из большой китайской раковины, оправленной в металл. Следует указать еще на трубы, упот­ ребляемые для приманки маралов. Из струнных щипковых наиб, распространена т. наз. «домбра»—тип лютни; делается из де­ рева, небольшой резонансный ящик бывает раз­ „Лебедь" остяцкая личной формы. Вместо верхней деки часто на­ тягивается кожа или пузырь. Гриф длинный, обычно с ладами. Струн — две, б. ч. настроены в чистую кварту. У монголов наз. «топшуур», у казаков — «домбра», у юж. алтайцев «топ­ шур», у сев. алтайцев— «шергиэкомыс» — дом­ бра остяков, — «лебедь» их же. Из щипковых типа цитры—у хакасов—«читаган». Резонансный ящик=1 м дл. и 20 см ширины, с одной стороны открытый. В длину ящика натянуты 7 металличе­ ских струн равной толщины. Перестройка про­ изводится путем перемещения костяшек, под­ ложенных под струны. Из струнных смычковых встречается тип примитивной скрипки, сделанной из одного куска дерева, к-рый, как и все ази­ атские смычковые инструменты, держится верти­ кально, при чем нижний, заостренный конец упирается в ноги. Выдолбленный резонансный ящик, полукруглой или овальной формы, иног­ да затягивается кожей или пузырем. Смычок, имеющий форму лука, иногда продевается под струны. Струн—две, обычно настроены в чистую кварту. Вместо канифоли употребляется сосно­ вая или лиственничная смола. У казаков этот инструмент называется «кобыз», на Алтае «ики- ли». Кроме того, у бурято-монголов имеется ряд более усовершенствованных смычковых инстру­ ментов, монгольского, китайского и тибетско­ го происхождения. Ударные инструменты имеют применение гл. обр. в различных культах. Из них можно от­ метить шаманский бубен. Он состоит из до­ вольно большой деревянной рамы, овальной или круглой, на к-рой натянут пузырь или кожа. Бубны обычно обвешаны побрякушками, ло­ скутами и символическими фигурками. Настрой­ ка бубна меняется нажатием руки на кожу или нагреванием на огне. Многочисленные ударные входят также в дацанский оркестр: это главным образом металлические тарелки разных разме­ ров (цан) колокольчики, трещотки и «дудорма»— вправленный в деревянную раму набор метал­ лических кружков (дающих различную высоту звука), по к-рым ударяют молоточками. Л ит.: Миддендорф, А. Ф. Путешествие на север и восток Сибири, ч. II, в. 7, СПб., 1878; Вербицкий, В. Миросозерцание и народное творчество сиб. инородческих племен, „Литера­ турный Сборник", СПб., 1885; Позднеев, А. М . Очерк быта буддийских монастырей, „Зап. Р. Г. Об-ва по отд. Этнографии", г. 16, СПб., 1887; Рыбаков, С. Отчет о поездке к киргизам летом 1896, „Живая Старина", т. I I , 1897; Потанин , Г. Инород­ ческие музыкальные мотивы, „Сиб. Жизнь", Томск, 1908, 59; Руднев, А. Д . Мелодии монгольских племен, „Зап. Р. Г. Об-ва по отд. Этнографии", т. 34, 1909; Анучин, Д. Н . О примене нии фонографа в этнографии и в частности о записи шаман ского камлания в Средне-Колымске Якутской области, „Изв Об-ва Любителей Естествознан., Антропологии и Этнографии* т. CXIV, Тр. муз.-этн. ком., т. 2, М., 1911; Шпитников, В. Мате риалы по киргизской и татарской музыке, „Живая Старина" т. XXII, вв. I l l—IV, 1913; Иванов, Р . А. Среди бурят Иркут­ ской губ., „Русская Муз. Газета", 1914, 14—16; Лане, Г. Песни Алтая, „Музыкальная Новь", 1924, 12; Затаевич , А. 1.000 песен казакского народа, Оренбург, 1925; Устюжанинов , И . Рево­ люционная песня в Монголии, „Музыка и Революция", 1926, 4; Хороших, П. Музыкальные инструменты, театр и народные развлечения бурято-монголов, „Бурятоведческий Сборник",в. I, Иркутск, 1926; Стешенко-Куфтина, В. Элементы музыкаль­ ной культуры палеазиатов и тунгусов, „Этнография", 1930, 3; Затаевич , А. 500 казакских песен и кюй‘ев, Алма-Ата, 1931; Берлинский, П . М . Перспективы музыковедческой работы и музыкального строительства в Бурятии, Верхнеудинск, 1931; Подгорбунский, В. Материалы для изучения шаманских буб­ нов туземцев Сибири. Описание коллекции шаманских бубнов минусинских туземцев, хранящейся в кабинете Географии и Этнографии Казанского университета, „Сб. Трудов П рофессо­ ров и Преподавателей Гос. Иркутского Униве[ ситета", в. IV, 1923. 3. Э в а л ь д , В. К о с о в а н о в и С. А б а я н ц е в . МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В СИБИРИ.— Первые сведения о М. к. в сиб. городах отно­ сятся к XVIII в. В этот период музыка в Сиб. была сосредоточена при «дворах» крупных са- новников-бюрократов. Губернаторы, назначае­ мые в Сиб., часто привозили с собой, в числе дворни, отдельных музыкантов и даже целые

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2