Сибирская советская энциклопедия_Том3

В протяжных песнях эго колоратуры, вьющиеся вокруг выдержанных тонов пентатонического звукоряда, в плясовых—та же пентатоника, но более сжатого рисунка и четкого двудольного метра (см. №№ 21—23, записи Анохина). Примеры алтайских песен, записи Анохина: №№ 14— 16—сев. алтайцев, №N° 17 — 20—южных. В № 20—отрывке шаманского камлания—речи­ татив переходит в мелодию. Инструментарий Алтая—дом­ бра (как аккомпаниаторский инструмент), дудка спутница скотовода и охотника в сте­ пи и лесу, имевшая заклина- тельное значение, варган (гл. обр. женский инструмент) и шаманский бубен. Из музыки др. полуоседлых турецких народностей имеют­ ся фоно-записи песен хакасов и качинцев. Те и др. отлича­ ются четко фиксированной интонацией и диатоникой, часто приближаю­ щейся к рус. песенным оборотам. Из инстру­ ментов — следует отметить «чатыган» — семи­ струнную цитру хакасов, используемую в ка­ честве сольного инструмента. Домбра остяцкая В музыкальной практике бурят-монголов мы наблюдаем значит, более сложную дифферен­ циацию, возникшую на основе более сложных производственных отношений и классовой борь­ бы. Успехи Октябрьской революции в Бурят- Монголии были подготовлены предшествовав­ шим обострением классовой борьбы и нена­ вистью к рус. царизму. Поэтому Бурят-Монго- лия дает, быть может, наиб, процент новых, рев. песен, как вновь сочиняемых, так и при- Кобыз казаком Чатыган хакасский способляющих новый текст к старому напеву. Вместе с тем в Бурят-Монголии наиб, интен­ сивно развертывается сов. муз. строительство. Бурятские рев. песни складываются по типу монгольской городской песни, с ясной пента­ тоникой и четким шаговым ритмом (см. №№ 27— 32). Этого типа песни характерны для Вост. Бурятии, где наряду с ними сохранились еще старые степные песни, с богатой колоратурой, огромным диапазоном и бесконечным дыха­ нием. В Вост. Бурятии же, где в старое вре­ мя вкоренился ламаизм, в монастырях (дацанах) развилась специфическая форма музыкальной практики: участие в культовых церемониях гран­ диозного по звучности оркестра. Цель его по­ вергать в трепет и одурманивать сознание—до­ стигается путем нагромождения ударных ин­ струментов, гл. обр. металлических тарелок раз­ ной величины, и путем ряда других звучаний: низкого оглушительного рева огромной трубы «ухэр-бурэ» (по преданию передающей крик слона), резчайшего тембра деревянных «биш- куров» и настойчиво поднимающейся вверх мелодией мужского унисонного тона, почти не поддающейся записи, благодаря специфической скользящей интонации, приближающейся к европейской хроматике. Т. о., в дацанском ан­ самбле— одновременное звучание нескольких мелодий и ритмов. В Зап. Бурятии, в меньшей степени испытавшей влияние монгольской культуры и бо­ лее теснимой русской колони­ зацией, до последнего време­ ни сохранялся шаманизм. Вме­ сте с тек, напевы бытовых мас­ совых песен зап. бурят зна- Пызанчи монгольский чительно беднее по об’ему и менее устойчивы интонационно, чем песни вост. бурят. Наряду с пентатоникой попадается диатоническая квин­ та (с малой терцией), быть может, указывающая на рус. влияние. Зап.-бурятское пение отлича­ ется манерой исполнения—вибрацией, придаю­ щейспецифически эмоциональный оттенок. Пока остается необ’яснимым тот факт, что песни, сопровождающие древний тотемический бурят­ ский танец «иохр» исполняются не в унисон, а параллельными квартами, квинтами, септимами или совершенно иррациональными интервалами, тогда как хоровое исполнение массовых быто­ вых песен—всегда почти унисонно, с очень нез­ начительными ответвлениями от основной ме­ лодии. Т. о. в Бурят-Монголии, наряду с вновь создающимися рев. песнями, имеется ряд пе­ режиточных слоев музыкального репертуара, б. или м. давнего происхождения. Наиб, сложной и ме­ лодически богатой яв­ ляется казакская музы­ ка, носящая уже ярко выраженные черты фео­ дальных отношений имевших место у каза­ ков: наличие развитого профессионализма, спе­ цифически - феодально­ го типа, с репертуаром, гл. обр. состоящим из героических и лириче­ ских поэм, вокальных и инструментальных (т. называемых «Кюй»), Богатейший, но, к сожа­ лению, социально обез­ личенный материал да- Топшуур монголов, танну- ЮТ два Сб. А. Затаевича, тувинцев и алтайских турок в особ, второй (изд. в 1931), содержащий боль­ шое количество инструментальных пьес. В этих поэмах и песнях, сами названия к-рых («Музы­ ка совещаний», «На смерть Салыка»—№ 33)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2