Сибирская советская энциклопедия_Том3
В протяжных песнях эго колоратуры, вьющиеся вокруг выдержанных тонов пентатонического звукоряда, в плясовых—та же пентатоника, но более сжатого рисунка и четкого двудольного метра (см. №№ 21—23, записи Анохина). Примеры алтайских песен, записи Анохина: №№ 14— 16—сев. алтайцев, №N° 17 — 20—южных. В № 20—отрывке шаманского камлания—речи татив переходит в мелодию. Инструментарий Алтая—дом бра (как аккомпаниаторский инструмент), дудка спутница скотовода и охотника в сте пи и лесу, имевшая заклина- тельное значение, варган (гл. обр. женский инструмент) и шаманский бубен. Из музыки др. полуоседлых турецких народностей имеют ся фоно-записи песен хакасов и качинцев. Те и др. отлича ются четко фиксированной интонацией и диатоникой, часто приближаю щейся к рус. песенным оборотам. Из инстру ментов — следует отметить «чатыган» — семи струнную цитру хакасов, используемую в ка честве сольного инструмента. Домбра остяцкая В музыкальной практике бурят-монголов мы наблюдаем значит, более сложную дифферен циацию, возникшую на основе более сложных производственных отношений и классовой борь бы. Успехи Октябрьской революции в Бурят- Монголии были подготовлены предшествовав шим обострением классовой борьбы и нена вистью к рус. царизму. Поэтому Бурят-Монго- лия дает, быть может, наиб, процент новых, рев. песен, как вновь сочиняемых, так и при- Кобыз казаком Чатыган хакасский способляющих новый текст к старому напеву. Вместе с тем в Бурят-Монголии наиб, интен сивно развертывается сов. муз. строительство. Бурятские рев. песни складываются по типу монгольской городской песни, с ясной пента тоникой и четким шаговым ритмом (см. №№ 27— 32). Этого типа песни характерны для Вост. Бурятии, где наряду с ними сохранились еще старые степные песни, с богатой колоратурой, огромным диапазоном и бесконечным дыха нием. В Вост. Бурятии же, где в старое вре мя вкоренился ламаизм, в монастырях (дацанах) развилась специфическая форма музыкальной практики: участие в культовых церемониях гран диозного по звучности оркестра. Цель его по вергать в трепет и одурманивать сознание—до стигается путем нагромождения ударных ин струментов, гл. обр. металлических тарелок раз ной величины, и путем ряда других звучаний: низкого оглушительного рева огромной трубы «ухэр-бурэ» (по преданию передающей крик слона), резчайшего тембра деревянных «биш- куров» и настойчиво поднимающейся вверх мелодией мужского унисонного тона, почти не поддающейся записи, благодаря специфической скользящей интонации, приближающейся к европейской хроматике. Т. о., в дацанском ан самбле— одновременное звучание нескольких мелодий и ритмов. В Зап. Бурятии, в меньшей степени испытавшей влияние монгольской культуры и бо лее теснимой русской колони зацией, до последнего време ни сохранялся шаманизм. Вме сте с тек, напевы бытовых мас совых песен зап. бурят зна- Пызанчи монгольский чительно беднее по об’ему и менее устойчивы интонационно, чем песни вост. бурят. Наряду с пентатоникой попадается диатоническая квин та (с малой терцией), быть может, указывающая на рус. влияние. Зап.-бурятское пение отлича ется манерой исполнения—вибрацией, придаю щейспецифически эмоциональный оттенок. Пока остается необ’яснимым тот факт, что песни, сопровождающие древний тотемический бурят ский танец «иохр» исполняются не в унисон, а параллельными квартами, квинтами, септимами или совершенно иррациональными интервалами, тогда как хоровое исполнение массовых быто вых песен—всегда почти унисонно, с очень нез начительными ответвлениями от основной ме лодии. Т. о. в Бурят-Монголии, наряду с вновь создающимися рев. песнями, имеется ряд пе режиточных слоев музыкального репертуара, б. или м. давнего происхождения. Наиб, сложной и ме лодически богатой яв ляется казакская музы ка, носящая уже ярко выраженные черты фео дальных отношений имевших место у каза ков: наличие развитого профессионализма, спе цифически - феодально го типа, с репертуаром, гл. обр. состоящим из героических и лириче ских поэм, вокальных и инструментальных (т. называемых «Кюй»), Богатейший, но, к сожа лению, социально обез личенный материал да- Топшуур монголов, танну- ЮТ два Сб. А. Затаевича, тувинцев и алтайских турок в особ, второй (изд. в 1931), содержащий боль шое количество инструментальных пьес. В этих поэмах и песнях, сами названия к-рых («Музы ка совещаний», «На смерть Салыка»—№ 33)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2