Сибирская советская энциклопедия_Том3

Игра на хомузе (Хакасия, Чарковскин улус) песню импровизацию, акцентирующую ритм ша- га. Танец в темпе марша тунгусы, начиная с вечера, продолжают до утра, ускоряя постепен­ но и доводя до порывистого прыгания под х о ­ ровые выкрики. Запевающий, кружась в хоро ­ воде, импровизирует текст, остальные повторя­ ют хором каждую строфу. Советизация севера отразилась и в тематике музыкального творче­ ства, но изучению этой тематики пока уделя­ лось совершенно недо­ статочное внимание и ряд современных иссле­ дователей все еще не смог отрешиться от чи­ сто - этнографического подхода в изучении. Огромным пробелом в изучении М. народно­ стей Сибири является слабая изученность му- выки Якутии. Имеющие­ ся записи (И. Суслова) представляют настолько разнородный материал, что пока ;не представ­ ляется возможности дать его характеристику. Так, N»№ 7, 8, 9—примити­ вы из [Двух тонов, тогда как №№ 10 и 11—уже значительно более слож­ ные мелодические ком­ плексы, быть может воз­ никшие под влиянием соседних культур. Инструментарий опи­ санных народностей ог­ раничивается т. наз. «варганом», распространен­ ным у всех народностей севера, деревянной или Камышевой дудкой у тунгусов, домброй у остя­ ков и бубном, составляющим профессиональную принадлежность шамана. Многочисленные турецкие народности, полу­ кочевые и оседлые, сосредоточенные в Ойрот­ ской авт. обл. и Зап.-Сиб. крае, представляют довольно пеструю картину в общественно-эко- номич. отношении. У некоторых из них налицо элементы феодализма; у издавна оседлых и за­ нимающихся земледелием и торговлей—б. или м. развитые товарно-капиталистические отноше­ ния. Записями муз. материала мы располагаем далеко не по всем народностям; из южных ал­ тайцев гл. обр. по алтай-кижи, из северных— по телеутам и шорцам. Из них алтай-кижи, еще частично сохранившие кочевой образ жизни, являются наиб, отсталыми по своей интонаци­ онной системе; напевы почти не выходят за пределы терции, большой или малой, но зву­ коряд уже точно фиксирован, тогда как у те- леутов, издавна оседлых, через купечество и кулацкие элементы крестьянства связанных с рус. населением, мы имеем многочисленные и сложные песни, иногда приближающиеся по от­ дельным оборотам к русским, но с преобла­ данием четкой пентатонической основы (см. № 12, фоно-запись А. В. Анохина, 1911). Ана­ логичные явления встречаются и в песнях шор­ цев (см. № 13, фоно-запись Анохина, 1911). У алтайских народностей существуют также сказ­ ки-былины, осколки богатырского эпоса, свиде­ тельствующие о наличии в прошлом феодаль­ ных отношений. Эти былины поются речита­ тивом, под аккомпанимент домбры. У сев. алтай­ цев встречается своеобразный прием сказа: спер­ ва поется отрывок былины с сопровождением домбры, а затем его содержание пересказывает­ ся разговорной речью, очевидно в целях луч­ шего усвоения. Особ, богатый эпос имеют те- леуты, поэтические дарования к-рых проявляют­ ся и в текстах песен. Из старых исторических песен наиб, популярна «Хан-Алтай». Песни сиб. татар по мелодическому типу при­ ближаются к песням волжских татар и башкир. Колхозник за игрой на чатыгане (Хакасия, Синявинский улус)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2