Сибирская советская энциклопедия_Том3
Игра на хомузе (Хакасия, Чарковскин улус) песню импровизацию, акцентирующую ритм ша- га. Танец в темпе марша тунгусы, начиная с вечера, продолжают до утра, ускоряя постепен но и доводя до порывистого прыгания под х о ровые выкрики. Запевающий, кружась в хоро воде, импровизирует текст, остальные повторя ют хором каждую строфу. Советизация севера отразилась и в тематике музыкального творче ства, но изучению этой тематики пока уделя лось совершенно недо статочное внимание и ряд современных иссле дователей все еще не смог отрешиться от чи сто - этнографического подхода в изучении. Огромным пробелом в изучении М. народно стей Сибири является слабая изученность му- выки Якутии. Имеющие ся записи (И. Суслова) представляют настолько разнородный материал, что пока ;не представ ляется возможности дать его характеристику. Так, N»№ 7, 8, 9—примити вы из [Двух тонов, тогда как №№ 10 и 11—уже значительно более слож ные мелодические ком плексы, быть может воз никшие под влиянием соседних культур. Инструментарий опи санных народностей ог раничивается т. наз. «варганом», распространен ным у всех народностей севера, деревянной или Камышевой дудкой у тунгусов, домброй у остя ков и бубном, составляющим профессиональную принадлежность шамана. Многочисленные турецкие народности, полу кочевые и оседлые, сосредоточенные в Ойрот ской авт. обл. и Зап.-Сиб. крае, представляют довольно пеструю картину в общественно-эко- номич. отношении. У некоторых из них налицо элементы феодализма; у издавна оседлых и за нимающихся земледелием и торговлей—б. или м. развитые товарно-капиталистические отноше ния. Записями муз. материала мы располагаем далеко не по всем народностям; из южных ал тайцев гл. обр. по алтай-кижи, из северных— по телеутам и шорцам. Из них алтай-кижи, еще частично сохранившие кочевой образ жизни, являются наиб, отсталыми по своей интонаци онной системе; напевы почти не выходят за пределы терции, большой или малой, но зву коряд уже точно фиксирован, тогда как у те- леутов, издавна оседлых, через купечество и кулацкие элементы крестьянства связанных с рус. населением, мы имеем многочисленные и сложные песни, иногда приближающиеся по от дельным оборотам к русским, но с преобла данием четкой пентатонической основы (см. № 12, фоно-запись А. В. Анохина, 1911). Ана логичные явления встречаются и в песнях шор цев (см. № 13, фоно-запись Анохина, 1911). У алтайских народностей существуют также сказ ки-былины, осколки богатырского эпоса, свиде тельствующие о наличии в прошлом феодаль ных отношений. Эти былины поются речита тивом, под аккомпанимент домбры. У сев. алтай цев встречается своеобразный прием сказа: спер ва поется отрывок былины с сопровождением домбры, а затем его содержание пересказывает ся разговорной речью, очевидно в целях луч шего усвоения. Особ, богатый эпос имеют те- леуты, поэтические дарования к-рых проявляют ся и в текстах песен. Из старых исторических песен наиб, популярна «Хан-Алтай». Песни сиб. татар по мелодическому типу при ближаются к песням волжских татар и башкир. Колхозник за игрой на чатыгане (Хакасия, Синявинский улус)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2